Ярослава Науменко
Как известно, с 1 сентября из республики запрещено вывозить на продажу бензин (до 1 января 2010-го) и дизтопливо (до 1 ноября 2009 года). К такому итогу мы пришли после нескольких лет неустанного обсуждения топливной проблемы страны. “Данная мера принята для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов” - гласит пресс-релиз Министерства энергетики и минеральных ресурсов
Это невероятно и нелогично, но государство, располагающее приличными нефтяными запасами, не может в полной мере обеспечить бензином автомобили собственных граждан. Кувейт может, Иран может, Ирак тоже может. А мы, претендуя на лавры высокоразвитой страны, не можем.
Цифры говорят о том, что мы просто подчистую все продаем. В 2008 году мы экспортировали 62,8 миллиона тонн нефти, а переработали только 12,3. При этом бензина произведено 3 миллиона тонн, дизельного топлива - 3,8, авиакеросина - 400 тысяч тонн.
Производимого у нас бензина, по идее, должно хватать для внутренних нужд, но неуклонно меняющиеся в сторону роста цены говорят об обратном. В России уже не раз складывалась подобная ситуация - остановить вывоз из страны бензина запретом на экспорт власти тоже оказались не способны. Проконтролировать удалось лишь несколько крупных нефтяных компаний, которые послушно исполняли разнарядку сверху - продавать только “своим”.
Однако они и раньше не вывозили бензин за пределы страны. Зато контрабандистов никакие законы не останавливают. У них на границе свои договоры и “бензиновые лазейки”.
Именно они реагируют на резкое увеличение спроса, например, у нас, и начинают поставлять свой товар по удобным для себя расценкам - все равно, как говорится, с руками оторвут. За месяц таким образом вывозят несколько десятков тысяч тонн бензина.
Отпускать топливо только проверенным источникам тоже невозможно. Крупным компаниям принадлежат далеко не все АЗС, и в любом случае отгружают и мелким покупателям. А кто из них продаст здесь, а кто вывезет на экспорт - определить не всегда возможно.
Вариант решения № 1 - по максимуму расширить сеть заправок того же “КазМунайГаза”. Сейчас нацкомпания владеет всего 3 процентами (600 штук) от общего числа АЗС. И хотя в рамках программы развития нацкомпании к 2010 году сеть автозаправочных станций будет увеличена еще на 300 АЗС, что три, что шесть процентов никак не создают конкурентного преимущества.
Вариант № 2 - сокращать экспорт нефти и в приказном порядке оставлять продукты ее переработки в стране. Но с этой задачей пока не справятся наши перерабатывающие мощности - суммарно только 14 миллионов тонн в год, а надо вдвое больше.
В любом случае, административный рычаг, как мы уже не раз писали, - малоэффективный инструмент. Тем более, если мы претендуем на рыночные отношения.
А пока Агентство по защите конкуренции предлагает повысить таможенную пошлину на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Оно уже вынесло на рассмотрение в правительство проект о введении временного запрета на экспорт нефтепродуктов, “сославшись на уровень экспортных пошлин в России, где они почти в три раза превышают казахстанские”. Для сравнения: пошлины на светлые нефтепродукты в России - 173 доллара за тонну, в Казахстане - 59,87 (планируют увеличить до 67,29). Спасут ли восемь долларов ситуацию с дефицитом бензина - большой вопрос. |