|
Алан Байтенов
Уровень самосознания наших граждан, по официальной версии сотрудников дорожной полиции, ниже среднего. То есть ждать от нас с вами помощи в наведении порядка в родном городе бесполезно. По крайней мере, так считают представители УДП ДВД Алматы
Мы, справедливости ради надо сказать, даже где-то согласились с ними. Отчетливо это было видно в одной из публикаций прошлого номера “НП”, где поднимался вопрос очистки городских дворов от брошенных автомобилей. Тогда мы и обратились за комментарием к начальнику отделения по работе со СМИ УДП ДВД города Алматы Ольге Гайдамак. И вот ее слова: “Если честно сказать, то люди у нас безынициативные. Ну стоит машина, мне не мешает, ну и ладно. То есть говорить начинают только тогда, когда действительно либо бомжи ее облюбуют, либо еще что-то произойдет”.
В принципе, все очень правдоподобно, в последнее время каждый из нас сам за себя. Однако мы бы хотели вспомнить 2004 год. А именно - акцию-рейд журналистов “НП” при поддержке сотрудников дорожной полиции “Дорога без опасности”. Подняв материалы пятилетней давности, автор этой статьи был искренне удивлен (в то время он еще не числился в рядах корреспондентов издания) - в среднем за неделю сначала студенты вузов, а потом и обычные граждане фиксировали порядка 500 грубых нарушений на дорогах.
При этом акция действительно пошла, так сказать, на ура, стоило только обратиться к общественности, как тут же был получен результат. В течение 4 месяцев в редакцию стекалось огромное количество фото- и видеоматериалов, где отчетливо были представлены нарушители в процессе игнорирования ПДД.
“Ваша акция – хорошая идея”, - так в 2004 году сказал и Омурзак Тусумов, будучи еще при исполнении. Однако поддержка, как выяснилось позже, случилась только на словах. В дорожную полицию мы передали несколько десятков дисков с запечатленными нарушениями, но они таинственным образом испарились. Хотя господин Тусумов сам предлагал преследовать нарушителей по нашим материалам.
С момента последней акции прошло пять лет. Однако рейтинг, составленный нами, самых популярных нарушений до сих пор актуален. Все так же опасно для жизни перейти через улицу по “зебре”, все так же небольшие автобусы-маршрутки в пылу борьбы за план подрезают всех и вся и двигаются с явным нарушением скоростного режима, все так же не решен вопрос стихийной парковки в городе.
Возможно, согласившись поддержать “НП” в проведении рейда, сотрудники полиции отнеслись к этому проекту как к очередной блажи газетчиков, вздохнув с облегчением после того, как все закончилось. Не поняли, наверное, самого главного - мы пытались объединить усилия властей и общества, выступив посредником, используя, в свою очередь, доступную нам силу печатного слова. Общество тогда откликнулось, а представители государственной власти отмолчались.
Важно понять, что “НП” не ставило цель “прижучить” всех нарушителей и предстать перед кем-либо в выгодном свете. Газета добивалась, чтобы государственные власти смогли понять, что в таком непростом деле, как наведение порядка, можно использовать общественную сознательность обычных граждан.
Другое дело, что нежелание создавать инициативные группы, по всей видимости, абсолютно сознательное. Приведем очень простой пример. Всем известна, если называть вещи своими именами, вертикально интегрированная система откатов, которая существует в силовых структурах. И нежелание создавать подразделения, например, добровольных бригад дружинников - одно из подтверждений этому. Ведь очевидно, что никто из волонтеров даже и подумывать о мздоимстве не будет, да и давать наверх тоже. От чего пользы материальной никакой.
Но и не это, наверное, больше всего пугает власть имущих, а то, что, увидев отклик населения, чиновники поняли, насколько действенен этот механизм. Следовательно, со временем честные дружинники могут существенно потеснить и покачнуть сегодняшнюю систему.
Ну да ладно, система, что существует сегодня, настолько устоялась, что искоренить ее очень сложно. Не помогает даже смена руководства. Но на этот раз не будем показывать пальцем и пытаться развенчать культ личности добропорядочного полицейского. Спишем отсутствие такой инициативы силовых ведомств. Хорошо, пусть даже так. Тогда мы осмелимся предложить свой вариант.
Если силовые структуры повернутся к обществу лицом, обратятся к нему с просьбой помочь и при этом предложат за каждое сообщение о нарушении некоторое, пусть и мизерное, но вознаграждение, уверены, от желающих попросту отбоя не будет. Многие расценят это как хорошую прибавку к пенсии, например. Ну а те, кто еще в силе, попросту безвозмездно окажут помощь, отказавшись от денежных вознаграждений. Тем самым полиция сможет существенно сократить расходы на содержание сотрудников, оставив на работе только самых преданных профессии. И государство получит миллионы глаз за сущие гроши. И это будет работать не только на дороге.
Понятно, что такая система напоминает ту, которой пользуются в основном следователи при “раскрутке” уголовного преступления, и затрагивает вбитый еще в детстве комплекс ябеды. Но в то же время нам важно понять, где здесь приоритет. В этом случае можно посмотреть положительный опыт зарубежных стран, в частности, Европы, там, где сила и суровость закона подкреплены всеобщим пониманием сути проблемы.
А именно, все направлено на борьбу с ощущением безнаказанности: мол, не пойман, не вор. Там в большинстве случаев полиция работает по сообщениям благоразумных граждан, которые в качестве приоритета выбирают не круговую поруку безнаказанности, а безопасность - свою и своей семьи. |