Юлиана Жихорь
Ближайшее десятилетие в Казахстане пройдет под девизом “Даешь дорогу!” Оказывается, потребовался кризис, чтобы наша страна избавилась наконец от традиционных проселочных дорог и рванула в конкурентоспособность по асфальту
Последние годы только ленивый не говорил о том, что отечественная инфраструктура не просто тормозит развитие экономики, но и тянет ее назад. По сути, существующая сеть автомобильных и железных дорог была сформирована еще во времена СССР с учетом того, советского, регионального развития. В результате до сих пор почти в 300 деревень население добирается по проселочным дорогам. И в период с осени до весны жители практически остаются без связи с внешним миром (особенно на севере страны).
Но и асфальтные дороги у нас тоже не ахти - судя по состоянию, они капитально ремонтировались тоже во времена развитого социализма. Ибо, как сообщил министр транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинов, в Казахстане в неудовлетворительном состоянии находится треть дорог республиканского значения и почти половина - местного.
Кстати, больше всего проблем с местными дорогами, как это ни странно, в одной из самых быстроразвивающихся областей - Западно-Казахстанской. Там на грани “вымирания” находится почти 71 процент местных дорог. Аховая ситуация в ЮКО и в Костанайской области - в неудовлетворительном состоянии там по 55 и 56 процентов трасс. Учитывая, что все три области фигурируют в качестве казахстанской житницы и отнюдь недотационных регионов, подобное положение дел (строительство и реконструкция дорог местного значения относятся к компетенции и бюджету областных акиматов), мягко говоря, удивляет.
В результате из республиканского бюджета только в ближайшие три года в виде целевых трансфертов в регионы (без двух столиц) будет направлено 70 миллиардов тенге. Но этих средств хватит лишь на ремонт 10 процентов дорог.
|
Казахстанские дороги только для внедорожников |
Ремонтировать и строить в правительстве намерены вплоть до 2020 года. В перспективе количество дорог местного значения в хорошем состоянии должно увеличиться с нынешних 7 процентов до 25, и лишь 15 процентов (вместо сегодняшних 48) останутся в неудовлетворительном состоянии.
Зато республиканские трассы к этому же периоду планируют довести буквально до идеального состояния. По планам Министерства транспорта и коммуникаций, через 10 лет 85 процентов трасс будут в хорошем состоянии, а разбитых не станет совсем. В этом должна помочь реализация планов по созданию транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа: часть реконструируемых и новостроящихся дорог планируется отдать в концессию.
Общая стоимость всех ремонтов - более 4,7 триллиона тенге. Зато, как говорят в Кабмине, будет создано свыше 54 тысяч новых рабочих мест. По словам Кусаинова, “по расчетам отраслевых институтов Казахстана и России, 1 миллиард тенге, вложенный в строительство дорог, обеспечивает 150 человек, занятых напрямую. При этом 1 рабочее место дает 2-3 занятых в смежных отраслях”.
Железная дорога тоже требует более пристального внимания. В настоящее время вагонный парк, а также более 70 процентов путей сильно изношены, а 20 процентов требуют капитального ремонта. Лишь треть состояния грузовых вагонов можно отнести к категории “Удовлетворительно”. Пассажирских и того меньше - всего 25 процентов. 76 процентов парка локомотивов тоже далеко “не первой свежести”. Все это в последние годы стало причиной увеличения аварийности и числа сходов вагонов. Причем, как неоднократно говорили в правительстве, у национальной компании, ответственной за казахстанские железные дороги, достаточно средств (без государственных дотаций) для своевременного ремонта как путей, так и подвижного состава.
Кстати, в самой нацкомпании это активно отрицают, позиционируя себя как хронически убыточную. В связи с чем можно привести анекдот из жизни. Недавно один иностранный журналист очень удивлялся, почему руководство НК “Казахстан Темир Жолы” в Казахстане называют топ-менеджерами, если их компания не только не приносит доход, а еще и ежегодно требует господдержки: “Топ - это лучшие. А какие же они тогда лучшие?”
Но, видимо, в Кабмине лучше знают, как и кого именовать по “мировым стандартам”. И сейчас с гордостью рапортуют, что в ближайшие 4 года реализация всех инфраструктурных проектов позволит создать до 90 тысяч рабочих мест ежегодно и привлечь до 265 тысяч рабочих в смежных отраслях на период строительства. Общий объем инвестиций для реализации всех планов правительства составит порядка полутора миллиардов тенге, из которых 86 процентов - казахстанское содержание.
Астана |