|
Алан Байтенов
С 10 апреля шесть авиакомпаний Казахстана не имеют права появляться в воздушном пространством Евросоюза. Причина проста - Европа боится казахстанских подарков с небес
Официально все звучит так. Шесть авиакомпаний - “Кокшетауские авиалинии”, “Атма”, “Саят”, Berkut Air, East Wing и Starline KZ - не обеспечивают надлежащего контроля за безопасностью перелетов. Вообще, в список включены 200 авиакомпаний по всему миру, однако большинство из них находятся в африканских странах, таких, как Ангола, Конго, Экваториальная Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне и Свазиленд...
А между прочим, нашим ближайшим соседям, то есть кыргызским авиакомпаниям, уже полностью запрещено пересекать воздушное пространство вышеупомянутого Евросоюза. И если посмотреть историю, то можно проследить угрожающую тенденцию.
В 2006 году запрет был введен только относительно двух казахстанских авиакомпаний - BGB Air и GST Aero Air Company, а в 2009-м уже относительно шести. И не исключено, что в ближайшем будущем нас ожидает участь соседей. Когда все 27 кыргызских компаний - нежелательные гости в Европе. Стало быть, гражданин Кыргыстана сегодня может вылететь в Европу, только из-за бугра.
Вообще, список компаний формируется на основе данных программы SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircrafts). Эта программа отслеживает уровень опасности иностранных бортов, что находятся в аэропортах Европы. Кстати, проверяющий инспектор имеет полномочия в любое время затребовать право на проведение тотальной проверки состояния воздушного судна и подготовки экипажа. Нашим компаниям, по словам специалистов SAFA, неоднократно перед формированием черного списка отправлялись уведомления о возможном запрете. Однако, как мы видим, соотечественники все же дождались исключения.
Конечно, все перечисленные авиакомпании являются частниками и не столь крупными (не каждый, наверное, и вспомнит или знает их названия), и подобного рода запрет скажется только на их финансовом состоянии. Что, конечно, сугубо личное дело. Однако мы вполне поддерживаем действия комиссии. Почему так и где солидарность, спросите вы?
Ответим прямо: вначале мы пытались все же вытянуть на разговор представителей шестерки, потому что предполагали, что нарушения были не столь существенны. Однако нам не удалось даже поговорить с компетентными лицами проштрафившихся авиаперевозчиков. Всюду ждал примерно один ответ: либо руководитель вышел, либо на заседании, либо в командировке и прибудет на следующей неделе.
Скорее всего, такого рода инфантилизм присутствует не только в работе с журналистами, но и в прямых обязанностях обеспечивать надлежащий уровень безопасности перелетов. Что доказывает - штраф был за дело. И вполне логичное утверждение, что, мол, Европа таким образом борется с конкуренцией, создавая своим перевозчикам более выгодные условия, мягко говоря, не соответствует действительности.
Об этом, кстати, говорят стандарты проверки, принятые в Казахстане. Сегодня, по мнению независимых экспертов, все дело именно во внутриказахстанских стандартах сертификации летной техники. Это происходит всего 2 раза в год. Что оказывается недостаточным. От этого, по сути, и все проблемы в этой области. И запретить вылет несоответствующих нормам европейской комиссии воздушных судов должна была в первую очередь казахстанская сторона. А не складывать свои обязанности на европейских коллег.
Кстати, в 2007 году Европейская комиссия исключила две казахстанские компании из своего черного списка. И сделано это было на заседании, где глава представительства Европейской комиссии в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане
Ван дер Меер (на фото) встречался с представителями Комитета гражданской авиации. Тогда комитет, судя по всему, выступил адвокатом. Это и наталкивает на мысль, что казахстанским проверяющим органам, может быть, и выгодно, чтобы Европа вводила запреты. Появляется возможность выступить в роли арбитра. |