|
Алан Байтенов
Автомобильный сектор, как и все прочие, переживает нешуточный спад, который, правда, стал явен только на фоне гиперроста рынка в 2007 году. Правительство, возможно, по привычке старается “спасти” и этот сегмент экономики. Однако за бурной деятельностью государства, старающегося помочь автомобильной отрасли, не видно самого главного - производства автомобилей, которое необходимо было бы реанимировать, у нас практически нет
Что толкает Мининдустрии продвигать предложения о “вводе семилетки” и поднятии таможенных сборов? Что так поступают во всем мире (в том числе и в России, чью идею поднять таможенные пошлины на 20-30 процентов и позаимствовали)? Однако везде в мире помимо такой защиты отечественного производителя предусмотрены также и всевозможные субсидии. У нас же ситуация совершенно иная. Выгодная. Экономика не зависит от отечественного автопрома, следовательно, и денег давать ему не надо, чтобы не погиб окончательно.
Вообще, государство давно подбирается к тотальному контролю автомобильного сегмента, каждый раз придумывая все новые и более изощренные способы. Вполне возможно, что и ввод новых экологических норм - также один из методов создания безвыходной ситуации. Согласитесь, что стандарта “Евро-2” можно добиться и другим способом, например, пересмотреть подход к производству топлива.
Конечно, аргументы сторонников ограничений - это, как ни крути, вопросы безопасности и улучшения экологической обстановки. Однако речи об этих “нововведениях” настолько стары, что мы как-то уже и привыкли к ним. Поэтому, наученные опытом, мы уже видим, что подобного рода вопросы правительство поднимает только тогда, когда это действительно кому-то выгодно. Как, например, объяснить такое совпадение: в сентябре 2008 года распространяется информация о расширении производства автомобилей российского производства у нас в Казахстане, а в октябре того же года Мининдустрии инициирует проект поднятия таможенных пошлин. После покупки АвтоВАЗом 25 процентов акций компании “АзияАвто” связь между двумя событиями уж больно прямолинейна... Поэтому вполне возможно, очередное поднятие этой темы - не что иное, как анонс прихода еще одной автомобильной компании с желанием собирать у нас свои малобюджетные авто.
Кстати, кроме как на публичные заявления о поднятии таможенных пошлин и поддержке отечественного производителя, чиновников не хватило. Так, например, экс-глава Министерства индустрии и торговли Галым Оразбаков в начале 2008 года предлагал рассмотреть возможность пересадить чиновников на отечественные автомобили. Этот вопрос, конечно же, вызвал оживленную дискуссию. Но потенциальные владельцы новых государственных отечественных авто немного пошумели и забыли об этом.
Правда, если на минуту представить, что желания государства все же воплотятся, как же отреагируют на них околоавтомобильные отрасли? Что будет с теми, кто кормится с автомобильного парка, начиная от реализации ГСМ, и, если называть вещи своими именами, заканчивая штрафами, столь необходимыми для “нормального” функционирования ДП. Да и это пустяк, ведь, согласно новым правилам, рядовой казахстанец просто не сможет позволить себе порядочный автомобиль. Но это не означает, что он не будет ездить. Наоборот, он только лучше будет следить за своим старым. Тем самым власть имущие попросту достигнут обратного эффекта. Скажите, кто же в действительности пойдет на это?
В то же время, если посмотреть объективно, не только импорт серьезно мешает развиваться малому отечественному производителю. Самый главный его враг - остаточная стоимость и имидж марки. Кому выгодно покупать новое казахстанское авто не самой престижной марки, не самого лучшего качества и отнюдь не самое дешевое с сознанием, что, лишь переехав порог автосалона, ты уже потерял 30-35 процентов цены, да и еще обрек себя владеть им на весь срок его службы. То есть фактически этот “враг” - здоровая конкуренция, против которой фактически и выступает государство, по привычке вмешиваясь в регулируемые условиями рынка отношения. |