|
В Алматы в течение 2015 года камеры “нащелкали” на 11 миллиардов тенге. Всего свыше 614 тысяч нарушений. Эти электронные полицейские не раз доказывали свою высочайшую эффективность. Помнится, в первое время, сразу после установки, они фиксировали до 900 нарушений в сутки... И вот сейчас, когда дорожная сфера, можно сказать, “закрыта”, наступает время, чтобы рассмотреть другую область применения средств наблюдения - круглосуточный контроль, по возможности, всех закоулков города. Да, к такому подходу обеспечения порядка отношение неоднозначное. Но только до тех пор, пока что-то не случится. Ведь первый вопрос, который задают потерпевшие: а была ли камера, может, она “видела” лицо нарушителя закона? И это только одна сторона вопроса. А ведь не менее привлекателен опыт крупных зарубежных городов, когда электронные системы слежения помогают увидеть преступление, вовремя среагировать, задержать и наказать злоумышленника. При этом также и пополнить бюджет
10 миллиардов 914 миллионов 104 тысячи тенге равняются 614 тысячам 880 нарушениям ПДД за год. Это точные официальные цифры, которые показывают, что система “Безопасность дорожного движения” стоила каждого потраченного на нее тенге. И еще немного цифр. Недавно, когда обсуждали бюджет Алматы, нам рассказали, что около 11 миллиардов тенге решено использовать в качестве “бюджета развития”. А еще со стороны представителей правящей партии была выдвинута идея направить примерно 12,3 миллиарда тенге на развитие наиболее важных моментов города. Здесь обеспечение безопасности, развитие массовых видов спорта, инженерной инфраструктуры мегаполиса, а также социальных объектов. К чему мы это рассказываем, читатель уже догадался - эти проекты, в принципе, возможно перекрыть только за счет денег от штрафов. Все верно - городские, общественные нужды оплачивают те, кто нарушает закон. И это почти работает - осталось только получить деньги с должников. Впрочем, это отдельная история. А если представить, как система контроля над соблюдением законности, но теперь уже вне дорог, позволит привлечь как минимум столько средств? Тогда, по большому счету, многие социальные вопросы можно было бы решать самостоятельно. В смысле, без участия республиканского бюджета.
Большому городу - “Большой брат” При нынешнем развитии технологий установка таких электронных средств обеспечения безопасности, как, например, камеры, является наиболее действенным и одновременно доступным способом держать ситуацию под контролем. Крупный город всегда притягивал к себе разных людей. Кто-то ищет и находит здесь честную работу, а кто-то ищет и опять-таки находит легкую наживу. Кстати, это даже не главное - ситуация такова, что крупные города мира становятся целью для террора, то есть площадкой для демонстрации силы радикальных течений. Конечно, от этого никто не застрахован, тем более что подобные явления относятся больше к внешнеполитическим вопросам, а также к профессионализму спецслужб, что следят за внутренним климатом. Однако камера, и с этим поспорить сложно, является отличным помощником, так как может заглянуть практически во все потаенные уголки мегаполиса. Устаревший вариант подобного контроля - участковый полицейский или патрулирование территории. Да никто и не собирается отказываться от этих штатных единиц, но они не могут быть во всех подворотнях и во всех местах скопления людей одновременно. Да, они должны быть всегда наготове - получили сигнал от диспетчера центра управления видеокомплексами и тут же выехали по адресу. Здесь вам и правило “золотого часа”, когда можно раскрыть преступление по горячему следу, и готовая ориентировка на подозреваемых. Кстати, классических полицейских может стать даже больше. Что уж там говорить о пользе подобных решений - даже камеры банкоматов позволяют раскрывать сложные преступления. Поэтому видеоконтроль позволяет наладить совершенно новый уровень городской среды. Взять, к примеру, Грузию, где на самом деле практически всех полицейских заменили высокотехнологичные средства обеспечения порядка. Или вот опыт полиции Токио. Там, в Японии, есть все условия для создания подобной наблюдающей сети. И чтобы это все работало как надо, принято решение создавать трехмерные изображения преступников. Так системам гораздо проще искать их в толпе. Причем, заверяют разработчики системы, не помогут ни головные уборы, ни очки или наклеенная борода - система вычислит в любом случае. Решения - высокотехнологичные, передовые - есть. В идеале можно создать даже некий фильтр - сканируя места скопления народа, отличать местных от приезжих. И на всем пути, к примеру, от вокзала, аэропорта или автовокзала, вести его на протяжении всего срока пребывания в городе. А вдруг он прибыл не ради порядочных целей? Это, кстати, подсказывает первый этап реализации системы видеоконтроля. Начать стоит с метро. Далее оснастить подобными комплексами остальной общественный транспорт. Ну и, наконец, предложить ставить “глаза” в машинах муниципальных служб такси. Кстати, “Онай” здесь бы тоже очень помог. Стоит только привязывать уникальный номер карты к личным данным человека. И тогда можно отслеживать его маршрут по городу. Это вполне возможно - ведь никто не противится раскрывать свои данные при оформлении номера сотового оператора. Да и что скрывать порядочному человеку? Все это позволит моментально реагировать на случившееся. Кстати, распознавание лица, конечно же, сложная задача, но сегодня вполне реализуемая. Удобств масса. Вот, к примеру, решил человек прокатиться на подготовленной машине или мотоцикле с ветерком. Причем так был уверен в своих силах, что неоднократно подвергал жизни горожан опасности. Порой даже смертельной. И он, зная, что от камер на дороге ему уже не скрыться, прячет регистрационный номер своего транспортного средства. Тут как раз-таки приходят на помощь другие электронные постовые - они следят за ним у заправочных станций, закусочных, в подворотне его дома. Да, нарушитель может предвидеть и это, скрыв лицо за маской. Но только сегодня. А что будет завтра? Долго скрываться не получится - лицо будет идентифицировано, “привязано” к личности и оштрафовано. Причем без живых свидетелей, на которых можно оказать давление. Или судей, что могут “незаслуженно простить”. Что также очень полезно для общества. Правда, для этого необходимо разработать нормы, согласно которым доказательства должны быть определенного разрешения и качества. И только с аппаратов, которые прошли государственную регистрацию. К тому же камера может работать еще и как частный детектив. Кому-то подобное не понравится, но ведь город в этом случае имеет шанс стать по-настоящему стерильным. И это то, что, в конце концов, выберет большинство. Сколько надо Сколько камер необходимо для крупного города, чтобы достигнуть приемлемого уровня безопасности? Не так давно мы проводили исследование на этот счет. Вспомним его еще раз. По идее, должен существовать определенный стандарт. К примеру, он должен привязываться к количеству километров городских дорог, количеству перекрестков или к квадратным километрам. Но, как мы установили, четкой формулы не существует. И если смотреть на мировой опыт - все зависит от желания сделать свой город безопаснее и от финансовой возможности. К примеру, в одном из самых безопасных городов мира - Лондоне, площадь которого составляет около 1500 квадратных километров, камер, что следят за соблюдением ПДД и скоростного режима, около 2000 единиц. А всего их более четырех миллионов! Некоторые горожане считают, что власти перестарались в борьбе за безопасное общество. А самые активные и юридически подкованные из них, проще говоря, сутяги, в свое время даже пытались подавать иски, мол, подобный подход ущемляет право на неприкосновенность личной жизни. Но власть “отбивалась” совершенно адекватной формулировкой: обеспечение спокойствия граждан и соблюдение интересов большинства - главная наша задача. С тех пор, можно сказать, Лондон закрепил за собой статус самого многонационального и при этом безопасного мегаполиса мира. Там даже в гетто ночью на тебя глядит красный глаз камеры. И постепенно все к ним привыкают, как привыкли к уличным фонарям. Некоторые даже называют городскую видеокамеру эволюцией уличного фонаря. Если вспомнить историю, то против них, когда они еще работали на газе, тоже пытались развернуть кампанию... Теперь без них нельзя представить даже поселок. Или, к примеру, Лас-Вегас - “город пенсионеров”, которые просаживают деньги с пенсионных счетов. Там ночью любая дама при полном параде и в бриллиантах может свободно ходить где вздумается. В случае, если кто-то решится ограбить ее, не пройдет и десяти минут - злоумышленников схватят, скрутят и в скором времени обязательно посадят. Но вернемся к исследованию, ведь у нас есть еще некоторые цифры. В Париже, например, работает более 25 тысяч камер. В Нью-Йорке их “всего” 20 тысяч, а в Пекине - около 300 тысяч. Пропорция - “камера на душу населения” - отличается, но в то же время эти города не носят статусов криминальных столиц мира. Скорее всего, это связано с практически идеальной работой системы наказаний за преступления. И все, что установлено в перечисленных мегаполисах, в основном работает на антитеррористические отделы. У нас же дела обстоят по-другому, отчего нам ближе пропорции Лондона. В Лондоне, который считается одним из самых спокойных в мире, проживает около восьми миллионов человек. То есть на одну камеру приходится два жителя. Вот здесь как раз и можно нащупать тот самый стандарт безопасности, к которому необходимо стремиться. В Алматы около двух миллионов жителей - и около двух тысяч камер, что пытаются обеспечить безопасность горожан и гостей южной столицы. Поэтому, чтобы хоть немного приблизиться к упомянутым стандартам спокойствия, необходимо установить как минимум сто тысяч систем круглосуточного видеонаблюдения. Эта цифра, кстати, поможет снизить стоимость приобретения подобных объектов, ведь для производителя главное - количество продукции. И если даже по требованию с нашей стороны установка одной камеры под ключ не должна будет выходить за пределы 50-100 долларов, предприниматели с радостью откликнутся на наше предложение взять этот проект. Частный бизнес вполне способен реализовать подобное - привлечь лучших специалистов и найти нужное передовое оборудование. Городским властям необходимо только исследовать этот вопрос и обратиться с предложением организовать совместную работу. Например, за процент от штрафа. Как это происходит сегодня с частными судоисполнителями. Им отдают около 25 процентов с “выбитого” штрафа, если его размер не превышает 60 МРП (1 МРП - 2121 тенге). В общем, больше поймают - больше заработают. С камерами принцип тот же. А общая сумма штрафов сможет конкурировать с бюджетом Алматы. По крайней мере, первые годы, пока граждане будут привыкать к неотвратимости наказания. Сегодня современные технологии позволяют создать единый центр безопасности, который объединил бы в себе камеры наружного наблюдения, системы контроля над соблюдением ПДД, системы противопожарной безопасности, пункты экстренной голосовой связи и оказания моментальной помощи горожанам. Техническая возможность есть. Эффективность способа видеоконтроля доказана неоднократно. И теперь дело лишь за решением акиматов. |