|
Ольга Шишанова Несмотря на то, что в прошлом году автомобильный рынок республики упал на 40 процентов, казахстанцам в наступившем году обещают повышение цен на автомобили
Причин тому несколько: вступление Казахстана в ВТО, введение утилизационного сбора, который добавится к возросшим расценкам первичной регистрации авто, что сделает ввоз из других стран невыгодным, и зависимость от курса валют. По идее, в этом случае на автомобильном рынке должны остаться лишь отечественные автопроизводители и официальные дилеры. Но, оказывается, не все так просто. Снижение уровня продаж, по мнению вице-министра МИР РК Альберта Рау, в прошлом году было обусловлено не только последними событиями в экономике страны, но и беспрецедентным потоком “серого” импорта автомобилей из-за рубежа, особенно из России. Причем в подавляющем количестве это были подержанные автомобили. Если же вспомнить 2011 год, то с присоединением Казахстана к Таможенному союзу единые импортные тарифы позволили серьезным образом увеличить объемы продаж новых автомобилей, которые в пиковые годы, с 2012 по 2014 год, достигали почти 170 тысяч автомобилей в год. Напомним, что до 2011 года отечественный рынок едва превышал отметку в 20 тысяч новых автомобилей. Однако уже 2015 год был ознаменован событиями, связанными с девальвацией российского рубля, и в этой связи возникшим дисбалансом цен в России, что вызвало, как уже упоминалось, большой приток автомобилей в Казахстан, в том числе и “серых” поставок. Что и привело к изменению структуры казахстанского авторынка в пользу сегмента стихийных продаж, не способствующих созданию полноценной инфраструктуры техобслуживания, новых рабочих мест и прозрачной налогооблагаемой базы. Как результат, пострадал и государственный бюджет, недосчитавшийся двух третей налогов, которые генерировали участники автомобильного рынка в предшествующие годы. Не прошли даром и несколько волн девальваций, которые сместили спрос в сегмент бюджетных автомобилей, одновременно снизив доступность автокредитов для казахстанцев. Что, впрочем, произошло и на других потребительских рынках. При этом можно говорить о самых дорогих позициях, начиная с рынка недвижимости, где снижение цен, по некоторым данным, достигает 30-40 процентов, где почти нет спроса, а застройщики предлагают различные акции. Аналогичная ситуация по продажам электроники, бытовой техники, где покупательский спрос упал больше чем на 20 процентов. И на рынке легковых автомобилей, который, по мнению специалистов, не оторван от текущей рыночной ситуации в стране, а находится буквально в ее эпицентре. Если же сравнить казахстанский авторынок с российским, с авторынками стран Центральной Азии или ЕАЭС, то отечественный авторынок, по мнению специалистов, сильно лихорадит, поскольку между странами Таможенного союза нет границ в обычном понимании этого слова. То есть перемещение товаров происходит свободно, в то время как денежно-кредитная политика абсолютно не гармонизирована, и изменение курса валют, происходящее в соседних странах, негативно влияет на деятельность бизнеса в Казахстане. В качестве примера достаточно вспомнить казахстанскую девальвацию в августе 2015 года, в то время как в России первая волна девальвации прошла в ноябре 2014 года. Результатом стал серьезный отток денежных средств из Казахстана, что не могло не сказаться и на работе местного бизнеса, который буквально “встал”. Чтобы такие случаи не повторялись, говорят эксперты, либо должны быть границы, либо единая денежно-кредитная политика. Не говоря уже о необходимости придерживаться хотя бы единого курса тенге к российскому рублю, который складывался на протяжении последних нескольких лет. Однако у нас все как всегда - вместо того чтобы налаживать производство, приходится бороться с последствиями девальвации. Наступивший год, по мнению вице-министра МИР РК Альберта Рау, как и в других секторах экономики, так и в автопроме Казахстана, не обещает быть легким. Но отечественный автопром, думается, вправе рассчитывать хотя бы на то, что в последующих действиях государство будет хотя бы принимать во внимание инвестиционные планы компаний в этом секторе. Только в этом случае можно рассчитывать на создание новых рабочих мест и сохранение налоговых поступлений в казну государства.
Астана |