Алан Байтенов Автодилеры подводят итоги уходящего года. Первые же цифры отчета Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) показывают спад продаж официально представленных автомобилей почти на сорок процентов по сравнению с 2014 годом. Естественно, не все хорошо и с продажами отечественных машин. К сожалению, и это приходится признать, наши автомобили не продаются без дополнительного допинга - программы льготного кредитования. Так, сообщает АКАБ, после того, как были приостановлены дотации со стороны государства, продажи собранных в Казахстане машин рухнули более чем на 30 процентов
Официально продажи новых машин в Казахстане достигли минимума с 2013 года. К примеру, в ноябре официалы реализовали около 6368 машин. Для сравнения: цифры по продажам авто за ноябрь 2014 года - 13 707 машин. Что касается ситуации по прошедшим 11 месяцам. В этом году официальные дилеры продали 91 050 автомобилей. В прошлом за этот же период - 150 497 машин. Падение спроса зафиксировано на уровне почти 40 процентов. Естественно, в дело вмешалась и ситуация с курсом тенге к доллару. В последние три месяца автодилеры были вынуждены корректировать цены буквально каждую неделю. И по всей видимости, ситуация в ближайшее время не изменится. Можно сказать, сегодня автодилеры находятся в безвыходной ситуации - для того, чтобы хоть как-то расшевелить рынок, необходимо хотя бы зафиксировать цены. Но сделать это практически невозможно - при расчете с поставщиками, по их же информации, используется доллар. К тому же давят условия договоров, когда дилер вынужден “закрывать” определенный объем. Отсюда и затоваривание складов, и перенасыщение рынка. Учитывая сложившуюся ситуацию, отмечают эксперты, в ближайшем будущем официальные дилеры вновь могут выступить с предложением о поддержке представителей отечественного бизнеса. К примеру, попытаться “выбить” программу льготного кредитования от государства, в том числе и на те авто, что не являются “нашими”.
Впрочем, учитывая ситуацию, этот вариант мало ожидаем. Скорее всего, в рамках поддержки официальных дилеров государство пойдет на дополнительное увеличение импортных пошлин и всех их проявлений. К примеру, введение дополнительных сборов. Напомним, с января 2016 года для того, чтобы поставить на учет “трехлетку”, необходимо отдать около 500 МРП - 991 тысячу тенге. Так государство борется с порядками ВТО, согласно которым необходимо снизить “стоимость таможни” до 19 процентов. Это при существующей ставке в 30-35 процентов. Мы проводили расчеты. За основу был взят классический седан с двигателем объемом 2,5 литра и возрастом от трех до пяти лет. Сегодня таможня на этот автомобиль составляет 2,15 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя. То есть 5375 евро. Что примерно и есть тот показатель в 30 процентов. Теперь с 2016 года таможня “падает” до 19 процентов. То есть с этим же автомобилем сумма таможенной очистки составит около 3165 евро. Прибавляем около 3000 евро (примерно 500 МРП на момент подготовки материала) за вред экологии и получаем на выходе более шести тысяч евро, которые мы должны отдать государству. Как мы видим, стоимость таможенной очистки уже увеличивается с января 2016 года. И это, скорее всего, не предел. 500 МРП - это так называемый экологический сбор. А нам, возможно, предстоит испытать на себе и “утилизационный сбор”. Вроде бы одно и то же, но не совсем - формулировки отличаются. Экологический собирает на нейтрализацию ущерба от автомобиля при жизни. А “утилизационный” - после смерти. Но главное другое - понятиями и размерами платежей можно играть в свое удовольствие. К слову, пока сроки введения и размер утилизационного сбора официально не известны. Скорее всего, мы узнаем об этом в скором времени. Иначе официалов ждут еще более тяжелые времена. И по идее на этом фоне должны были “выстрелить” автомобили, собранные на территории Казахстана. Но не случилось. Оказалось, что наши машины продаются очень слабо без программ поддержки со стороны государства. Опять же по информации от АКАБ - из-за приостановления программы льготного кредитования продажи за последний месяц рухнули более чем на тридцать процентов. Точнее, на 31,5 процента - в ноябре было продано 1067 машин отечественной сборки, а в октябре, когда деньги еще были, 1558. Все это не вызывает восторга - сам рынок показывает низкую конкурентную способность отечественного автопрома, который постоянно требует дотаций. И не идет даже речи о том, чтобы он стал одной из доходных статей бюджета. Причины в целом ясны. Как отмечают независимые эксперты, ошибки были допущены практически на всех стадиях реализации программы создания автопрома в Казахстане - начиная от упущенного времени на увеличение процента локализации до подбора моделей и брендов. Которые, как оказалось, у казахстанцев большим спросом не пользуются. А тут еще и такое требование - у казахстанских производителей авто остается все меньше времени, чтобы достичь необходимого уровня локализации производства. По условиям ЕАЭС, наши автосборочные предприятия должны достигнуть уровня локализации до 30 процентов к 2017 году. Что дальше? Теперь для того, чтобы успеть и попытаться не потерять уже вложенные средства, необходимо будет продолжать дотировать то, что уже имеется. К сожалению, не самое ликвидное. |