|
Алан Байтенов
Отечественные банки сориентировались быстро - процент по автокредитованию с начала года взлетел примерно на шесть процентов (в прошлом году средняя ставка была на уровне 12 процентов). Случайно? Нельзя сказать точно. Зато известно другое - государство рассказало о планах потратить около 20 миллиардов тенге на поддержку отечественного автопрома. И сделать это хочет через банки второго уровня - по плану часть этих денег пойдет на снижение процентной ставки по кредитам на автомобили, собранные в Казахстане.
В общем, какая-то часть той самой сотни с небольшим миллионов долларов осядет в карманах банкиров. А другая уедет за границу - на закуп машинокомплектов. Но что тогда пойдет на дело государственной важности?
Напомним, что решение оказать поддержку отечественному автопрому озвучил Ерболат Досаев, министр национальной экономики. Суть его послания заключалась в следующем - для поддержки развивающегося отчественного автопрома принято решение выделить 20 миллиардов тенге. Эти деньги пойдут двумя путями - одна часть пойдет через банки второго уровня, что должно привести к снижению ставки кредитования на автомобили нашей сборки до шести процентов. “Второй механизм - финансовый лизинг, который мы проведем в первую очередь для юрлиц, ставка лизинга - до четырех процентов. Мы думаем, что этот транш, который придет для отечественного автомобилестроения, позволит значительно активизировать внутренний рынок и позволит ему быть более конкурентоспособными”, - отметил Досаев. То есть эти деньги пойдут также через банки.
Теперь такой момент. Сегодня локализация производства на автосборочных предприятиях Казахстана не превышает 30 процентов. Тем самым, можно сказать, что большая часть средств уйдет зарубежным компаниям-партнерам. То есть на закуп машинокомплектов. Сколько останется, точно сказать сложно - наши производители держат в тайне сумму их маржи. Однако постоянно подчеркивают - немного. Что же, в этой ситуации можно поверить - это самое “немного” от 20 миллиардов тенге дойдет до главной цели, ради чего вообще нужен отечественный автопром - повышения уровня локализации производства.
Сейчас все объясним. Как известно, для нашего автопрома это, по идее, первостепенная задача и главная головная боль. Конечно, наиболее простой вариант - приобретать машинокомлекты, собирать и продавать с наценкой. Но сегодня так не получается работать хотя бы потому, что есть соглашение ТС - на общий рынок может выйти автомобиль с уровнем локализации не менее 30 процентов. Причем необходимо организовать как сборку, так и окраску кузовов автомобилей. К слову, к 2018 году для того, чтобы торговать на территории ТС, необходимо будет поднять уровень локализации до 50 процентов. И это на самом деле проблема, так как без надлежащей базы, где можно производить и испытывать элементы подвески, двигателя и трансмиссии, такого высокого показателя достичь тяжело. Но даже если и можно, то запаса прочности не останется. Ведь подписывая это соглашение, Казахстан попал в не очень выгодное положение - в любой момент наши стратегические партнеры, в частности, Россия, могут вновь поднять необходимый уровень локализации для входа на рынок. Вот тогда опять начнутся разговоры о том, как не дать отечественному автопрому, простите, “загнуться”.
К чему мы это говорим? Годы, проведенные на “нефтяной игле”, напрочь атрофировали понятие бережного использования бюджетных средств. Да и многие проблемы в государстве принято сегодня решать деньгами и траншами. И вот это обозначенное решение по поддержке отечественного автопрома показывает всю суть ситуации - тот процент с, по сути, очень небольшой суммы позволит лишь немного подлатать дыры, а основная часть средств разойдется в совершенно другом направлении. На дальнейшее развитие производства средств попросту не останется. Ведь в наших машинах, по большому счету, нашего всего-то 30 процентов. Вот он замкнутый круг - для того чтобы увеличить количество средств, которые пойдут на увеличение процента локализации, необходимо увеличить сам процент локализации... Так, может быть, лучше направить те самые 20 миллиардов на социальные нужды, раз их все равно ни на что дельное не хватит?
Впрочем, учитывая весьма скромные размеры помощи и вспоминая программу развития отечественного автопрома, а также близость 2018 года, можно предположить, что будут еще деньги. Но и они могут разойтись также через банки и за рубеж. И так будет продолжаться до тех пор, пока государство, наконец, не решит участвовать в автомобильной отрасли напрямую. То есть без посредников хотя бы в виде банков. Предположим, что автопроизводитель получает деньги непосредственно из бюджета под конкретный проект - увеличение процента локализации до 60-70 процентов. Естественно, в рамках этой государственной программы определены и сроки. Следовательно, подразумевается и ответственность за провал - как минимум отказ от дальнейшей поддержки и прямое разорение ввиду того, что лишаешься возможности выхода на внешние рынки. Да и на внутреннем могут “подзажать”. Или, это еще проще, могут обвинить в нецелевом использовании государственных средств. Может быть, в этом случае дело сдвинется с мертвой точки?
Ну и, наверное, главный вопрос - стоит ли бороться за отечественный автопром? Давайте посмотрим, что он представляет собой сегодня. Оказывается, это, если взять данные по всем производителям техники в Казахстане, - около восьми тысяч рабочих мест. При подсчетах мы не скупились - верим на слово тому, что размещено на официальных сайтах производителей автомобилей. Также, по последним данным, 22 процента от всего, что продано на нашем первичном рынке, собрано в Казахстане. И вот здесь государству стоит решить - есть ли необходимость пересмотреть подход и усилить свое участие или оставить бизнесменов один на один с законами рынка. То есть продолжать следовать избранной линии - автопром как и машиностроение в целом, - не приоритетный источник доходов для нашего государства. Тогда опять-таки возникает вопрос о необходимости упомянутого транша.
Впрочем, может быть, на самом деле в этой отрасли все совсем неплохо. Ведь, по последним данным, оборот производителей автотехники еще совсем недавно был зафиксирован на уровне одного миллиарда долларов. Но и в этом случае вопрос остается - для чего необходима эта помощь в 20 миллиардов тенге? Только для того, чтобы покрыть расходы от разницы курса тенге и рубля, а следовательно, и отток потенциальных клиентов? Так сказать, возместить упущенную выгоду? |