|
Константин Маскаев
Дорогу осилит внимательный и аккуратный. В общем-то, это утверждение справедливо для любого перемещения по дороге, поскольку, управляя автомобилем, мотоциклом, велосипедом или следуя пешком, нужно использовать в первую очередь голову. Что же касается поездок на большие расстояния, немалая часть которых лежит в пределах Казахстана, то это особенно актуально
Время от времени я выбираю именно автомобиль для дальних поездок, особенно в отпуске, и особенно к труднодоступным местам. В отличие от путешествия другими видами транспорта, в этом есть и свои несомненные плюсы, и неизбежные минусы. Но я люблю крутить руль и периодически позволяю себе такое удовольствие, как автомобильная многодневка. Осознавая, впрочем, что это требует времени и сил. Но это компенсируется отсутствием расписания и свободой перемещения. Но о местах посещения как-нибудь позже. Попутно я получаю свое собственное представление о состоянии казахстанских дорог и по возвращении могу рассказать о них читателю. Поэтому сегодня речь пойдет о сообщениях, то есть дорогах. В частности, тех двух, что ведут от Алматы в северном направлении.
Конечная цель нашего нынешнего маршрута находилась на юге Западной Сибири, в Алтайском крае, добраться куда можно, выбрав любую из этих двух трасс. Восточная М-38, что идет через Талдыкорган, Сарканд, условно Учарал, Аягоз, Георгиевку, где на развилке можно выбрать направление дальнейшего транзита через Семей или Усть-Каменогорк. И дорога М-36, ведущая через две казахстанские столицы. Она проходит через Балхаш и Караганду, откуда также можно выбрать направления - через Астану или прямиком на Павлодар.
Это описание может оказаться полезным для того, кто ездит нечасто и выбирает маршрут для поездки. Все изложенное было актуально для июля 2014 года. Поскольку на направлении Алматы - Семей ведется активное строительство современного шоссе, ситуация меняется, участки объездов длиной до десяти километров или движения по новому широкому и практически безупречному покрытию могут смещаться. Но в целом это не влияет на общую картину.
Восточная дорога
Чтобы прокатиться на тыщенку с лишним километров от Алматы в северном направлении, нужно определиться с приоритетами. Восточная дорога короче. Но, памятуя о прошлых поездках, я готовился к затяжным дистанциям по зуботрясным “стиральным доскам” и сложным маневрам мимо ухабов и ям. Особенно много их было на подступах к Аягозу. К преимуществам этой дороги можно отнести живописные окрестности. Сомнительное преимущество для дальнобойщика и совершенно очевидное для авто- или мототуриста. Но об эстетических впечатлениях - ближе к финалу.
Итак, трасса М-38 и ее участок от Алматы до Семея. Важный товарно-транспортный поток с юга страны в Западную и Восточную Сибирь. Маршрут проходит через города Капшагай, Талдыкорган, Сарканд, Аягоз и развилку в поселке Георгиевка. Сотовая связь почти на всем протяжении трассы.
До Капшагая, как известно, трасса поделилась на два участка. Один проходит по одной из сторон широкого (в перспективе будет по три полосы в каждом направлении) современного шоссе. Второй - ближе к Капшагаю - по прежнему достаточно широкому асфальту, который находится в удовлетворительном состоянии.
На новых участках пока нет разметки, ведутся работы, движение организовано то по попутному, то по встречному направлению. Переезды удобны, знаки выставлены и внятны. Покрытие, можно сказать, безупречное, машина не шелохнется. Если бы не ограничение 50 км/ч, можно прилично разогнаться. Но эту же дорогу используют и тяжелые грузовики строительства. Подчас они и определяют скорость потока. Кроме того, дорожное полотно иногда пересекает другой строительный транспорт. В такие моменты машины останавливаются и пропускают технику.
Миновав Капшагай, водитель попадает на куда менее удобный для передвижения участок. Причем довольно затяжной - практически до перевала Архарлы. Начиная с плотины, весь поток запустили по одной стороне прежнего дорожного покрытия. Трафик плотный, видимость сокращена из-за частой в этих местах пыли. Протяженный, хоть и довольно широкий участок, проложен по грунту. Не берусь судить о его составе, но, видимо, в дождливое время на нем остаются следы протекторов большегрузных машин, а в засушливый период это становится сеткой мелких твердых кочек. Кроме того, на дороге много камней, поэтому владельцам седанов передвигаться сложнее. На внедорожнике этот участок преодолевается более уверенно и гораздо быстрее.
Саму дорогу через перевал также реконструируют, некоторые петли серпантина в будущем сменят проложенные сквозь хребты прямые участки. Пока дорога большей частью проходит по прежнему маршруту. Движение - с поправкой на проведение дорожных работ и наличие строительной техники на проезжей части.
Участок от спуска в уютную долину, где расположен Талдыкорган и далее после областного центра, очень неплох, как был сделан несколько лет назад, так и остается в хорошем состоянии. После 20 километров за Талдыкорганом дорога сужается, но покрытие остается весьма сносным. Расширяется она от развилки на Кызылагаш и далее до Сарканда не вызывает нареканий. По самому Сарканду и далее в сторону поселков Кольбай и Кабанбай дорога размечена. Там находятся развилки, которые могут увести путешественника в сторону. Но в целом главное направление внятно просматривается, указатели на Усть-Каменогорск выставлены, ошибиться сложно.
Некоторые провалы асфальта наблюдаются на дистанции до развилки Учарал, но они хорошо заметны даже ночью, и при достаточном внимании их можно распознать и объехать.
Развилка. До самого города Учарал дорога не доходит. Кольцо находится чуть раньше, в восьми километрах. Перед кольцом расположилась хорошая сервисная зона: несколько бензоколонок, СТО, шиномонтажные мастерские, кафе и столовые, мотели, есть даже букмекерские конторки. Здесь нужно обязательно заправиться (уже 550 километров от точки старта в Алматы) и приготовиться к затяжному (220 километров) пути до Аягоза. Населенных пунктов почти нет. Ближайшая АЗС - через 130 километров, у развилки на село Таскескен.
Раньше дорога от этой развилки до Аягоза и далее примерно полпути до Георгиевки представляла собой наиболее коварный и затяжной участок. Но два-три года назад здесь провели “ямочный” ремонт, позитивные последствия которого до сих пор сохраняются. Понятно, что дорога эта не ровная, как яичная скорлупа, на скорости машину и раскачивает, и подбрасывает, но опасных ям практически нет. Поврежденные участки обозначены соответствующими знаками, так что неожиданных “засад” я не помню.
Следует отметить, в ночное время на опасных участках дежурят дорожные полицейские. Их машины стоят с включенными мигалками - как предупреждение, что дорога сужается или далее пойдет только по одной стороне. В таких местах организовано реверсивное движение.
От Аягоза до Семея - 354 километра. Ближайшие 90 километров пути - старая привычная узкая асфальтовая дорога, на которой раньше были серьезные провалы и колея, которую оставили тяжелые грузовики. Сейчас состояние этой дороги значительно лучше.
С приближением к Георгиевке (ныне крупный поселок Калбатау) шоссе расширяется, покрытие сохранилось в очень неплохом состоянии. Отсюда, как известно, можно ехать в сторону Усть-Каменогорска (115 километров) и в сторону Семея. Прежде я предпочитал дорогу через областной центр, но в этот раз выбрал направление на Семей: три года назад видел там почти достроенное и очень хорошее шоссе. Тем не менее, местные жители отозвались об этой дороге без восторга. Сказали: “Военная дорога”.
Раньше эти 160 километров сплошь состояли из провалов, ухабов и прочих остатков асфальта и занимали до четырех часов езды. Затем построили достаточно протяженный участок современного скоростного шоссе с трехполосным движением, островками безопасности, пешеходными переходами, остановочными павильонами и четкой разметкой. Оставалось примерно по 20 километров со стороны Георгиевки и Семея, где приходилось идти по объездной грунтовке или гравийной насыпи будущего шоссе. Почти ту же картину мы обнаружили и в этот раз. Только сложные участки сократились, возможно, до 10 километров с каждой стороны: безупречная примерно 140-километровая середина и совершенно “военная” дорога у двух контрольных точек. Но работы ведутся, это видно: техники много, люди суетятся.
Собственно, от Семея до границы с Российской Федерацией асфальт традиционно хороший, хоть и узкий. На северном выезде из Семея ведутся масштабные дорожные работы, примерно километровый участок заставит сбавить скорость.
Еще два слова о восточном направлении. Местные говорят, что дорога от Георгиевки в сторону административного центра Восточно-Казахстанской области, Усть-Каменогорска гораздо лучше. Я бы с этим поспорил. Если бы не описанные выше два участка на дистанции Георгиевка - Семей, то дорога позволяет порадоваться за регион. В целом же дорогу до Усть-Каменогорска всегда находил довольно неплохой (качество - примерно как последний десяток километров дороги от Алматы до Капшагая). Не хайвэй, но без серьезных нареканий.
Чем две столицы
связаны
Маршрут возвращения из Сибири был проложен через Кулунду (граница с РФ), Павлодар, Караганду и Балхаш. Резоны, которые легли в основу решения: по слухам трассу серьезно реставрировали, проложили прямую дорогу практически от Павлодара в сторону Караганды, что значительно сократило путь. Кроме того, я лично пребывал в уверенности, что дорога, которая связывает две казахстанские столицы, не должна вызывать особых трудностей. Я и сейчас уверен, что не должна. Но вызывает.
Итак, поехали. От пограничного перехода до Павлодара (140 километров) шоссе в хорошем состоянии. Первые проблемы возникают на выезде в сторону Астаны. Весь транспортный поток пустили по одной полосе снятого асфальта - вдоль безупречно ровной дороги, которая на тот момент, когда мы проезжали, не использовалась, выезды на нее закрыты. Такая дорожная ситуация сохраняется первые 50 километров. Затем дорога до Экибастуза, Шидертов и поворота на Караганду (следующие 145 километров от Павлодара) представляет собой старый продавленный асфальт. Особое ее коварство в том, что ухабов и провалов не видно! Лента асфальта не порвана. Но он так изогнут, что это хуже открытых ям: их хотя бы можно вовремя заметить!
Мы не стали сокращать путь и сворачивать в сторону Караганды. Пусть в наше исследование дорог попадет и столица (лишнее плечо составляет 445 километров).
За Ерментау участок дороги практически на всем протяжении до Астаны - это строительство. Движение организовано по грунтовой “времянке”, вдоль новой будущей трассы. Отнимает много времени, сил и нервов. Машин, соответственно, тоже много, идут колонной. На въезде в Астану расположен стационарный пост полиции. Машины иностранцев, например, россиян, вносят в журнал. Казахстанские машины чаще всего пропускают без остановки.
Итак, из столицы в сторону Алматы ведет участок трассы М-36, часть международного сообщения Екатеринбург - Ташкент. Пролегает по Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской и Алматинской областям (1241 километр).
От Астаны до Караганды дорога, как и прежде, хорошая, широкая. Часть ее идет до поворота в сторону Караганды по новому бетонному покрытию. Разметки пока нет.
Заметно хуже асфальт становится уже за Карагандой - после поворота в сторону Балхаша. Но ближе к Балхашу (560 километров) и до Сарышагана (еще 145 километров) состояние дороги выравнивается. Впрочем, неплохой асфальт до сих пор сохранился до Бурубайтала (160 километров), после чего дорога становится значительно хуже, постепенно превращаясь в действительно опасную: колея вперемежку со “стиральной доской”, попадаются серьезные ухабы и ямы.
Также следует указать, что далее почти две сотни километров (или дольше? - до поселка Курты) АЗС отсутствуют. Нет никакого придорожного сервиса, кафе, магазина. Трасса очень унылая, проходит по пустыне.
Нам этот участок приносит и скорбное напоминание: в прошлом году, 13 августа, именно где-то здесь, на 280-м километре от Алматы не стало наших товарищей, друзей, журналистки “АиФ-Казахстан” Саши Несмеевой, ее мужа Игоря и сына Данилы. Год назад они ехали на машине в отпуск. Выезжали в сумерках. На роковой участок попали, когда предзакатное солнце било прямо в глаза. Лобовое столкновение с автобусом. Проезжая по этой дороге, я и теперь вижу, как машины то и дело смещаются на встречную полосу, объезжая ухабы. Тот автобус тоже искал дорогу поровнее... Вечная память ребятам.
От поселка Курты до Алматы трассу восстановили, асфальт ровный, несколько хуже после станции Чемолган. Но вскоре дорога выводит на трассу Алматы - Бишкек. Освещение, три полосы в каждом направлении, долгий путь позади.
Вместо резюме могу сказать, что, выбирая трансстоличную трассу в надежде сохранить нервы, силы, подшипники и рычаги, вы не получите желаемого. И дольше, и сложнее. Полезно лишь в качестве получения собственного представления и материала для отчета. Тем, кто собирается от Алматы в сторону Сибири, Алтайского края, порекомендую восточную дорогу. Она действительно живописнее, пролегает через два перевала, затем на достаточном протяжении - вдоль хребта Джунгарский Алатау, мимо озер Балхаш-Алакольской системы. За Аягозом трасса бежит мимо довольно забавных гранитных горок, у подножия которых синеют внушительные лужи-озерца, поросшие камышом, стоят рыбаки. С каждой преодоленной сотней километров рельеф меняется, чувствуются отголоски горной страны - Алтая.
Дорогу Астана - Алматы пока можно выбирать, если нет альтернативы. Населенные пункты - через 150 километров и реже, мало АЗС. Сервис скудный, чем дальше на север, тем отвратнее кухня. Из бонусов: озеро Балхаш; историческое место Сарышаган, овеянное славой военной мощи; до Астаны мы также увидели самую высокую в мире трубу Экибастузской ГРЭС-2 (420 метров) и ее “сестру”, трубу Экибастузской ГРЭС-1 (330 метров), обе видны очень далеко.
Всем, кто в пути - удачи на дорогах! |