|
Алан Байтенов
Отечественные таможенники вскрыли еще одну схему нетрадиционного способа ввоза автомобилей. Ему уже дали название - монгольский вариант. Кстати, сами монголы здесь ни при чем - это все наши. И именно те предприимчивые граждане, что, пользуясь законодательными лазейками, “тащат” в Казахстан машины, минуя процедуру таможенной очистки. Дело в том, что по закону все этнические казахи, возвращаясь на историческую родину, могут прихватить с собой личный автомобиль. При этом, если авто находилось в собственности 6 месяцев, платить государству не нужно. Что, собственно, и привлекает - как правило, привезенные таким образом машины дешевле на 30 процентов. И цена здесь решает все - клиенты не обращают внимания даже на страх потерять свои деньги - авто, если признают контрабандой, обязательно конфискуют
Согласно официальным данным, в прошлом году возбудили три уголовных дела по факту контрабандного ввоза 361 транспортного средства из Монголии по поддельным документам. Об этом мы расскажем ниже. Сейчас же вспомним наиболее интересные способы незаконного ввоза автомобилей в Казахстан.
После того, как ввели запреты на ввоз некоторых машин и подняли ставки на таможенную очистку, дельцы, назовем их так, начали придумывать новые изощренные способы незаконного ввоза автомобилей на территорию Казахстана. Помогает им в этом круглосуточное желание заработать некоторых представителей ответственных за это чиновников.
Если вспомнить, то началось все с ограничения на ввоз автомобилей с правым расположением руля. Тогда был придуман такой вариант - “японец” вполне легально приобретался на одном из аукционов, разбирался по узлам и доставлялся в Казахстан. Здесь его уже ждали полученные законным способом документы от автомобиля этой же марки и модели, что пришел еще до запрета и был растаможен, а также оформлен с соблюдением всех правил и норм. Правда, он существовал только в виде запчастей - как правило, не подлежал восстановлению после аварии.
Далее все относительно просто - за определенную плату в контролирующих эту сферу органах оформлялась сначала замена двигателя, а потом уже и кузова. Этот, можно даже сказать, почти чистый вариант был настолько популярен, что государству пришлось серьезно раскошелиться - поставить специальный сканер контейнеров. И если датчики фиксировали целый кузов или раму, могли попросту конфисковать товар. Или в лучшем случае заставить платить таможню за кузов как за полный автомобиль. А до этого момента оформлялось практически все. Могли даже, естественно, за повышенную плату, изменить цвет авто, год выпуска и даже модель.
Сейчас, кстати, этот способ используют не столь активно - правый руль постепенно выдавили. Зато подобный вариант работает с автомобилями, привезенными из Кыргызстана.
“Киргизы” - отдельная тема. Из-за существенной разницы таможенных ставок там автомобили гораздо дешевле. При этом у соседей нет ограничений ни по правому рулю, ни по экологическим нормам. Вообще, по закону, авто, которые временно ввезены в Казахстан иностранными гражданами, могут эксплуатироваться без ограничений. Но только тем человеком, что ввез его сам. Наши же распоряжаются такими авто по доверенности, а это противоречит правилам: хочешь быть полноправным хозяином такого автомобиля - пожалуйста, заплати все налоги и таможенные сборы. Эта норма - сейчас главное оружие в руках полицейских, что устраивают облавы на владельцев “киргизов”. Кстати, здесь работает и такая схема - оформляют документы, которые не числятся в базах УДП. Да, оказывается, это реально. Есть номера, есть и техпаспорт, но только автомобиль всего лишь призрак. Оформляются такие машины в самых коррумпированных областях Казахстана. Конечно, это не доказано, но в разговорах очень часто фигурирует УДП Шымкента. Впрочем, ни одной новости из криминальной хроники по этому поводу еще не было - следовательно, это либо слухи, либо кто-то не хочет подставлять “своих”, то есть людей в погонах. Сейчас, после того как двигатель перестал регистрироваться в документах, провернуть такой трюк стало даже легче. По такому сценарию работают не только с автомобилями из Киргизии - главное, чтобы удалось пересечь границу с грузом.
Подсобил “нелегалам” и Таможенный союз со своими правилами. Наиболее простой и, как оказалось, действенный способ ввезти нелегально автомобиль в Казахстан - доставить его на “чистку” в Белоруссию. Сюда стекаются машины из Литвы, Польши, Германии и даже США.
Так вот, приходят они в Белоруссию, там якобы проводят таможенную очистку и ставят на учет. Естественно, все документы поддельные. Дальше - в Казахстан. У нас уже оформляются на основании белорусского техпаспорта. И все - что называется, отмыли.
Пользуются правилами ТС и в случае ввоза угнанных автомобилей - перебивают номера и оформляют на уже существующие документы зарегистрированного по всем правилам автомобиля, который, правда, находится в другом государстве Таможенного союза.
Как говорят представители правоохранительных органов, двойников в последнее время становится все больше. Преступники, по-другому их просто не назовешь, пользуются расстоянием и слабым взаимодействием органов таможенного контроля и УДП стран - участниц ТС. Для того, чтобы выявить “копию”, необходимо сделать официальный запрос с предоставлением всей информации. Естественно, об оперативности не может быть и речи.
Но эти схемы не новы. Следовательно, уже не столь надежны. Ну, как минимум, не столь дешевы и выгодны. Поэтому придумали еще один вариант - монгольский. Нельзя сказать, что он совершенен - как всегда все базируется на поддельных документах. А именно, на поддельных карточках регистрации.
Сейчас объясним. По закону, каждый, кто решил вернуться на свою историческую родину, а в данном случае в Казахстан, имеет право в течение 18 месяцев привезти с собой личный автомобиль. Личным он может считаться, если был во владении, как минимум, 6 месяцев. Все остальные машины облагаются таможенными ставками на общих условиях.
Наши предприимчивые возвращенцы (конечно же, не без помощи коренных дельцов), подделывают регистрационные карты так, что каждый автомобиль, который прибывает в Казахстан со своим хозяином - первый и единственный. Главное здесь - ставить на учет авто в разных областях. Далее оно попросту продается по доверенности другому лицу.
Этот способ оказался настолько эффективным, что только за 2013 год возбудили три уголовных дела по факту ввоза 361 автомобиля. И это только официальные цифры. Прибыль посчитать, конечно же, сложно, но вот ущерб государству уже известен - около 400 миллионов тенге. Вот такие законы гостеприимства и идеи объединения народа, которые каждый понимает по-своему. Мы уверены - если начать копать, выявится еще несколько сотен подобных нарушений. И в списке стран, откуда нелегально мигрируют автомобили, могут оказаться практически все республики постсоветского пространства.
Что ждет автомобилистов, которые приобрели подобные машины? Если их признают контрабандой - конфискация. И денег назад не потребуешь - либо не найдешь продавца, либо он уже сидит. Есть рекомендации от специалистов - тщательно проверять все документы и по возможности сверять данные бортовых систем автомобиля с данными, что указаны в бумагах. Да, должно сработать, чтобы не кинули. Но если посмотреть - из-за чего на самом деле разрабатываются подобные схемы? В первую очередь из-за неоправданно высоких таможенных пошлин. А также из-за того, что отечественный автопром, который по идее должен был заполнить пробел, образовавшийся в результате реформ по его поддержке, пока не может составить конкуренции дешевым подержанным иномаркам. В то же время эти варианты нелегального ввоза - далеко не самые совершенные. И при надлежащем контроле над коррупцией каждый случай фиксировался и раскрывался бы с легкостью. Сейчас же все так - ну что сделают, не расстреляют же за один автомобиль или даже за целую партию. А может быть, даже и не посадят. Всего-то надо - вовремя открыть шлагбаум, закрыть глаза или поставить подпись. При этом добропорядочный гражданин, который заплатил сколько положено, то есть “повелся на закон”, чувствует себя обманутым. И невольно начинает посматривать в строну “нелегальных мигрантов”. |