|
Ольга Шишанова из Астаны
Не так давно на своей очередной персональной выставке под символическим названием “Песни ветра” дизайнер Улия Молдагалиева вновь очаровала бомонд своими новыми смелыми идеями, но вместе с тем осталась верной тюркской тематике.
Ее произведения - это древние сакские мотивы и песни древнего Турана. А источником свободного и смелого проявления авторской воли молодой художницы стало удивительное богатство ее воображения, которое смело воплощается ею в живописные картины, ювелирные украшения и дизайнерские костюмы.
Свой творческий путь Улия начинала как модельер, поэтому каждый костюм, созданный ею, - это образ, за которым будто слышны отзвуки истории человечества и прежде всего истории великой тюркской степи. Внимание художницы к богатству древнего казахского искусства, так же, как в живописи и моде, проявилось и в эксклюзивной ювелирной коллекции “Божество на колеснице”. Кстати, серебряный браслет с сердоликом из этой коллекции был признан лучшим ювелирным изделием февраля 2011 года российским специализированным журналом “Ювелирное обозрение”.
Сегодня Улия Молдагалиева - наш собеседник
- Улия, что повлияло на Ваш выбор профессии?
- Моя мама была генеральным директором художественного фонда Союза художников Казахстана. И с детства я общалась с художниками, скульпторами, дизайнерами. Посещала их мастерские. В 5-м классе поступила в Республиканский художественный колледж на дизайнера одежды.
Потом - в Академию искусства имени Жургенова, где стала заниматься дизайном одежды. В 16 лет каждая девочка мечтает стать моделью, вот и я не была исключением. Но спустя время меня очень заинтересовал мир дизайна, мир тех, кто создает те чудесные вещи, в которых мы, модели, выходили на подиум. И я захотела поменяться с ними местами.
Когда занимаешься искусством, то понимаешь, что для того, чтобы у тебя рождались новые идеи, надо путешествовать, ходить по музеям и культурным мероприятиям. По окончании академии я занялась рельефной живописью. Амандос Аканаев - друг нашей семьи, всегда говорил, что художник должен быть многогранен. Он стал для меня крестным отцом в искусстве. Подарил мне первый мольберт и свою старую, самую настоящую рабочую палитру. Это меня очень вдохновило - все-таки такой мэтр ею пользовался! У меня есть еще одна, но удивительно, с нее получаются совершенно другие картины!
Он же подарил мне первые карандаши, краски и приобщил к рельефной живописи. А потом я занялась ювелирными украшениями.
Когда я готовилась стать дизайнером одежды, у меня стали появляться необычные идеи. Я много ездила, наблюдала различные шоу. Итогом стало создание двух коллекций одежды. Причем упор в них я сделала на фактуру ткани, складки. Ну а “Тюркские гладиаторы” - это была моя первая картина, которой я дебютировала в 2004 году и которая вдохновляла меня и в дальнейшем творчестве.
- Продолжением темы картины стала коллекция одежды “Тюркские гладиаторы”...
- Да, она состоит из семи костюмов этноавангардной направленности с использованием элементов средневекового тюркского воинского облачения. На создание этой коллекции меня вдохновили изображения каменных изваяний (балбалов) VII-VIII веков, а также образ грозной девы-воительницы. Составные элементы костюмов - металлические нагрудники, наколенники, наплечники, головные уборы, корсеты и браслеты - мне пришлось выполнять методом чеканки, кроме них также кожаные поножи и сапоги-чулки. В коллекции было использовано сочетание таких материалов, как мех и органза, металл и парча, кожа. Дизайн одежды для меня - это максимальная театрализация костюма, стиля, жизни. Карнавальность, декоративность, театральность - это три ключевых слова, характеризующие меня как модельера. И мне нравится сочетать несочетаемое в стилях, в тканях. К примеру - пышное барокко или демократичную джинсу с казахскими традициями, металл - с нежным шифоном, мех - с органзой, гипюр - на дубленке или шубе. И при этом не люблю никакой чистоты стиля.
- Как, по Вашему мнению, происходит развитие дизайна одежды в Казахстане?
- Раньше было много подражания. Сейчас у дизайнеров появляется свой стиль, подача. Но открытие своего дома моделей - это вложение больших денег, которые должны окупиться. И отчего-то в Казахстане все считают, что если казахстанский бренд дорогой, то лучше приобрести нечто более известное за рубежом. Поэтому я пока свободный художник.
- Чему Вы отдаете предпочтение из собственных произведений, как автор?
- Из картин, конечно же, это “Тюркские гладиаторы”. Это была моя первая работа, вместе с тем я не знала, как ее воспримут, и потому была обрадована лестными отзывами о ней.
В дизайне - это костюм “Беташар”, к созданию которого я подошла с оттенком юмора, но в то же время тщательно изучив огромный пласт национальной казахской одежды для того, чтобы воплотить отдельные ее элементы в представленной мной модели. “Беташар” - это ритуал открывания лица невесты перед гостями, который я постаралась подать в современной трактовке. Так, с саукеле - национального остроконечного свадебного убора невесты - я спустила капюшон, который слегка зашнуровала на лице. “Фишка” была в том, что, потянув за один конец шнурка, можно было открыть не только лицо, но еще и очень многое...
- Какие зарубежные дизайнеры наиболее близки Вам по духу?
- Мне близок ныне опальный Гальяно. В творчестве я бываю такой же сумасшедшей, как и он.
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Над аксессуарами: хочу разработать своеобразные модели женских сумочек.
И если раньше я работала в живописи больше как модельер, то сейчас я стараюсь передать смысл произведения через определенную символику - тумары, что-то из восточного учения фэн-шуй...
А еще я человек настроения, и мне всегда важно, какая погода за окном. Даже у себя дома я покрасила стены в солнечные цвета... Так же появилась и серия картин “Солнце” - яркими пятнами стали работы “Солнечные ночи”, “Молодые солнца”. Мне просто захотелось внести кусочек позитива в жизнь, в дом, и моим покупателям это пришлось по вкусу: “Теперь у нас будет свое собственное солнце...”.
Справка “НП”
Улия Молдагалиева окончила факультет декоративно-прикладного искусства и дизайна Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова (2004).
Действительный академик Академии художеств Республики Казахстан с 2006 года. Член Ассоциации художников Казахстана.
Манера изобразительного искусства - моделирование женской и мужской одежды в стилях “Этноавангард” и “Рельефная живопись”.
Автор творческих коллекций одежды:
1. В стиле этноавангарда “Тюркские гладиаторы” (2004).
2. В стиле казахского монументального барокко в сочетании с экстравагантными элементами современной одежды “Принцесса Турандот” (2005).
3. Серия живописно-рельефных картин на тюркские мотивы.
Автор серебряной статуэтки “Гран-при” на 5-й юбилейной Международной ювелирной выставке “АРУ-2007”, а также двух ювелирных коллекций из серебра и золота “Богиня Умай” и “Степная Венера”. |