|
Аселя Малайбекова
В Москве завершилась выставка “Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства”, которая позволила зрителю поближе познакомиться с творчеством современного кутюрье. Наш корреспондент посетил модную экспозицию и стал свидетелем феерии российского дизайнера
Мода - это дуновение нового характера в искусстве. Все тот же стиль - барокко, рококо, авангард и другие - нашел себя в линиях, образах и пошиве одежды. И те же оборки, сборки и тесемочки придают тот шарм, который и определяет вкус кутюрье.
Мода, как отдельная глава в мире искусства и истории, не терпит обмана. Поэтому каждый дизайнер вкладывает душу в каждый силуэт.
И только выставка российского кутюрье Валентина Юдашкина в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина подтверждает неразделимую связь между искусством и модой.
Сама же экспозиция состоит из 78 нарядов, созданных модельером за 25 лет деятельности и отобранных из 50 коллекций “от кутюр”.
Современная высокая мода, сошедшая с подиума, сама становится образцом высокого искусства, ведь платья отражают различные направления искусства, которые послужили отправной точкой для создания моделей.
Каждый зал Пушкинского музея был посвящен определенной эпохе. Продвигаясь от выставочной комнаты античных скульптур, средневековья, наблюдая картины эпохи Возрождения, итальянского барокко, французской и венецианской живописи, каждый гость имеет возможность разглядеть всю последовательность времени не только в классических жанрах искусства, но и в стилевой задумке каждого костюма.
К примеру, в зале греческого искусства серия платьев была выполнена в стиле древнегреческих туник. В таких нарядах четко прорисована каждая драпировка, а силуэтная линия и декоративные элементы напоминают своей “архитектурностью” каннелюры колонн. Кутюрье в цветовом решении предпочел мраморный и бронзовый в духе Древней Греции.
Особое внимание в своем творчестве маэстро уделяет традициям искусства Италии. Вдохновляясь такими известными художниками, как Бенвенуто Челлини и Чезаре Вечеллио, дизайнер стремится максимально подчеркнуть индивидуальность человека. Ведь во время эпохи Возрождения женская одежда возводится в культ. В свою очередь, творчество Донателло в работе кутюрье повлияло на формирование силуэта женского платья. К тому же особую роль в отделке платьев играет кружево, которое появилось в Италии на рубеже XV - XVI веков, поэтому модели выполнены не только из тяжелых шелковых и атласных тканей, но и с очень богатой вышивкой.
История живописи и скульптуры оставила яркий отпечаток в моделях Валентина Юдашкина. Несмотря на то, что платья вторят различным эпохам в образах, стилях и отделках, они все равно выглядят современно, и сама идея каждого наряда особенно отлична от прототипа.
Для самого маэстро искусство Испании золотого века неоднократно становилось источником вдохновения для создания коллекций “от кутюр”. Мотив костюма горячей испанской танцовщицы танго - многоярусная юбка, поэтому геометричность форм и линий нашли свое место в современных моделях дизайнера.
Широкое декольте, открывающее плечи, драпировки и узкая талия - характерные элементы платьев итальянской моды XVIII века при использовании современных техник кроя позволили модельеру создать актуальные образы. Сдержанность цвета компенсируется изысканностью и богатством отделки.
Как отмечает сам кутюрье, искусство Франции XVIII - первой половины XIX века стало настоящей сокровищницей тем и образов. Ведь модели маэстро с куполообразными кринолинами и корсетами так похожи на полотна самого Николя Ланкре. В свою очередь, стиль рококо в образах платьев Валентина Юдашкина определил особую изысканность и колористическое решение. Декоративная аппликация из цветов ручной работы выглядит словно украшение интерьера французских дворцов XVIII столетия. И в данной трактовке эпохального новшества стиль ампир в видении дизайнера дает новое прочтение. На первый взгляд, простые строгие платья с завышенной талией из легкой ткани со струящимися складками обретают новый мотив, напоминая героиню картины “Мастерская художницы” Луи Буальи.
Каждая деталь платья - ленты, кружева, камни, золотая вышивка - это не просто декорация наряда, это часть всей задумки кутюрье, и от них зависит финальный образ костюма.
Открытие выставки не могло пройти в стороне от празднования юбилея дизайнера - российскому кутюрье в этом году исполнилось 50 лет. По словам самого маэстро, самое главное, что его наряды уже стоят в рядах шедевров, и эти платья уже стали музейными экспонатами и не будут продаваться. “Посетители не увидят здесь конкретного временного промежутка моего творчества, потому что идея не в ретроспективе, а именно в ассоциации костюмов с шедеврами мирового искусства”,- отметил он.
Маэстро поделился с нами, что музей имени Пушкина всегда был для него источником вдохновения, и практически в каждой своей коллекции он использовал отсылки к классическому искусству.
Тем не менее работники ГМИИ подчеркнули: “Одной из своих задач Юдашкин считает необходимость сохранения традиций высокого шитья - ремесленничества, в самого глубоком смысле этого слова. Именно поэтому в работе над коллекциями он часто обращается к приемам и техникам различных исторических эпох, вдохновляясь работами великих художников, скульпторов, архитекторов. Отсюда и названия его коллекций - “Фаберже”, “Балет”, “Вечный город”, “Врубель”, “Арт-деко”, “Русский авангард”, “Корсет” или “Король Солнце” и так далее”. |