|
Василина Воркова
Всеволод Демидов - не просто художник. Ему нравится экспериментировать, творить в разных жанрах и направлениях, претворять в жизнь необычные проекты: то он “рисует картинки”, то расписывает скульптуры животных, то становится дизайнером шляп и жилеток, то устраивает выставку-праздник в честь Дня дурака.
Многогранный художник с радостью согласился рассказать о своих необыкновенных шапочках и поделиться взглядом на творчество
- Всеволод, расскажите, как Вам пришла идея заниматься дизайном шапок, жилеток, ведь Вы по образованию художник?
- Начнем с того, что я очень разносторонний человек. Я родился в год Дракона, а драконы - очень творческие, переменчивые, им скучно заниматься одним и тем же, они всегда что-то ищут. Хотя я считаю, что все, что я делаю, идет в одном широком русле.
В восточной философии есть такое понятие “человек пути” - когда человек занимается своим делом и у него все складывается, все, что попадет к нему в руки, вплетается в ткань его произведений. Я всегда трепетно прислушиваюсь к своему внутреннему голосу, у меня не получается работать на заказ. Если мне человек доверяет - “Что хочешь, то и делай”, - тогда я с удовольствием работаю, то есть я не связываюсь с тем, что мне не близко.
Началось все с того, что один раз я купил войлочную шапочку. Она мне очень нравилась. Но потом мне захотелось “залезть” туда как художнику, сделать ее какой-то уникальной, своей. Под руку всегда попадаются разные вещи, какие-то тесемочки, пуговицы, знакомые отдают старую бижутерию - все это я вплетаю в картины, в шапочки. Старые вещи обретают новую жизнь, и все остаются довольны. Когда я делаю шапочки, то абсолютно не думаю о том, для кого этот головной убор - для мужчины или женщины, - лишь бы человеку нравилось носить.
Долгое время я сотрудничал с галереей “Вояджер”, и ежегодно в день рождения галереи мы придумывали интересные выставки. Когда галерее исполнилось 12 лет, ко мне в руки чудесным образом попали жилетки. В то время тройки перестали пользоваться популярностью и знакомые буквально готовы были их выкинуть, а я решил их забрать и доработать.
Ко дню рождения галереи я придумал слово “Дюжилет” - дюжина лет и жилет. Также были приглашены и другие художники, мы из жилетов сделали такую необычную выставку. Мне очень понравилось работать над дизайном жилеток. Был жилеточный этап, он прошел, сейчас шапочный. Я сделал очень много шапок и даже немного устал от них. Какие-то шапки уже проданы, какие-то я сам ношу на различные выставки.
- При изготовлении головных уборов какие Вы используете материалы?
- Вообще я использую разные материалы. Например, одна мастерица, которая занимается изготовлением различных вещей из кожи, часто отдает мне разные кусочки, остатки. А кожа очень хорошо ложится на фетр, даже в графических работах, в коллажах я ее использую. Также я использую акриловые краски для витража.
А вот когда накопилось много пуговиц, я их начал пришивать на шапки. Но я такой экспрессивный человек, мне хочется быстро получить результат, а шить - долго, тогда я стал использовать клеящий пистолет. Я приклеивал пуговицы, а сверху покрывал краской. Этот клеящий пистолет мне так понравился, что я стал приклеивать все, рисовать узоры этим клеем. Еще я использую декоративную тыкву, ракушки, веточки, веревки.
- Свои идеи Вы долго вынашиваете или они рождаются по мере работы?
- Мне очень нравится спонтанная система работы. Я вообще очень спонтанный, иррациональный, непрогнозируемый и нестратегический человек. Когда я чувствую, что мне хочется поработать, я достаю из закромов свои заготовки или просто какой-то материал и начинаю просто работать. Но при этом нужно, чтобы в душе было очень хорошее настроение, потому что я считаю, что вещи, которые ты делаешь, живые, обладают энергетикой. Они уникальны, как люди - все разные, с разным цветом глаз, привычками. Я никогда не делаю повторов.
Я считаю, что это просто волшебные вещи, они дают возможность человеку почувствовать себя в совершенно другом качестве. Хотя это область моды, но это совсем не форматные вещи, самодостаточные, они вне времени, они не вписываются ни в какую концепцию, каждая сама по себе, и я смею надеяться, что шапки - произведения арт-дизайна, произведения искусства.
Главное, чтобы потенциальный хозяин шапки прислушивался к своему внутреннему голосу, состоянию, то есть если между ними происходит взаимосвязь - эти создания нашли друг друга. Я абсолютно не привязан к своим вещам, у каждой из них своя жизнь. Бывает мне говорят: “Я поехал за границу, встретился мне хороший человек, я ему подарил шапку, и он был такой счастливый” - и это здорово.
Я не просто делаю выставку, когда накопилось определенное количество работ, мне такой подход неинтересен. Я давно пришел к такому концептуальному подходу к выставкам - сначала рождается идея, какая-то фраза, словосочетание, за которым очень много стоит внутри меня, а потом начинается работа.
Я подружился с театром “АРТиШОК” и весной предложил им сделать такой дурацкий курылтай на День дурака. Получилось очень здорово. Когда рождается такая родная тебе идея, из тебя начинают выпрыгивать самые необычные вещи. Это был открытый, активный, фестивальный проект, чтобы люди могли не только посмотреть, но и поучаствовать. Задачей было всех переплести, всех затянуть в какое-то действие. Там было несколько оперативных объектов, за каждым был закреплен инструктор, который рассказывал и показывал, что нужно делать. Называлось это событие “Я - дурак и горжусь этим!” Я даже сделал много медалей с надписью “Я - дурак”.
На самом деле я - дурак-профессионал, со всеми плюсами и минусами, я сам дурачусь и даю возможность другим в этом поучаствовать. Я не могу заниматься тем, что мне неинтересно. Скучно всегда делать выставки, хотя кому-то это нравится - написал картины, выставил. Хочется охватить другое поле деятельности. По своей сути я - кочевник, нигде долго не задерживаюсь. Меня мой путь куда-то ведет, а куда он меня приведет, я пока не знаю. Я такой текучий, пластичный и мне трудно пребывать в каком-то одном качестве, отсюда такие широкие интересы - графика, дизайн одежды, арт-дизайн.
- Вы часто ссылаетесь на восточную философию. С чего началось это увлечение?
- Я очень трепетно отношусь к своему внутреннему голосу. Подсознательно я тянулся к культуре Тибета, буддизму - это не то, на чем мы воспитаны. Мне всегда хотелось чего-то экзотического, меня интересовала этника, древняя эстетика разных регионов нашей страны, культуры майя, ацтеков, Тибета, Древнего Египта. В последнее время я заинтересовался Японией и Китаем, я даже в прошлом году съездил в Шанхай.
Досье “НП”
Всеволод Демидов - график, автор интерактивных проектов, перформансов, объектов, дизайнер, куратор художественных проектов. Родился в Баку, переехал в Алма-Ату в 1968 году. В 1993 году окончил АГУ имени Абая, художественно-графический факультет. В разные годы работал художником-оформителем, дизайнером, преподавателем школ и лицеев Алматы. В 1992 году всерьез увлекся живописью, в 1997 году - графикой, с 1999 года пробует себя в кураторской деятельности, создает объекты.
С 1994 года принял участие в более чем 30 выставках в Казахстане и за рубежом. Провел 5 персональных выставок: в 1997 году выставка живописи в галерее “Синяя галерея”, в 1999 году “Благоприятен брод” в галерее “Тенгри-Умай”, в 1999 году “Беззаботное странствие” в галерее “Вояджер”, в 2000 году “Колесо времени” в галерее “Орхон”, в 2002 году “Алхимия кораблей” в галерее “Вояджер”, в 2004 году “Игра хвостом” и в 2007 году “Одна нога там...” в галерее “Тенгри-Умай”.
Курировал проекты: в 1999 году “Благоприятен брод” в галерее “Тенгри-Умай” и “Ампир во время чумы” в галерее “Вояджер”, в 2000 году - член кураторской группы Второй годовой выставки СЦСИ “Коммуникации: опыты взаимодействия”, в 2001 году “Слово. Линия. Пятно” в галерее “Ретро”, в 2002 году “Алхимия кораблей” в галерее “Вояджер”.
Работы находятся в Павлодарском областном музее изобразительного искусства, в частных коллекциях в Казахстане и за рубежом. Живет и работает в Алматы. |