|
Ботагоз Омар
Российские политики убеждены, что Киотский протокол не способен существенно повлиять на снижение уровня выбросов парниковых газов. Поэтому наш северный сосед официально заявил, что не будет участвовать во втором периоде реализации данного международного соглашения. Тем временем, казахстанские сенаторы намерены подсчитать, какие выгоды стране дало участие в этом мегапроекте
Почти десять лет потребовалось для ратификации нашей страной Киотского протокола. Документ, подписанный в 1999 году, был ратифицирован лишь в марте 2009 года. Напомним, что первый период действия этого международного договора, который был ратифицирован 192 странами мира (на ноябрь 2009 года), истекает в 2012 году. В соответствии с этим документом до конца 2012 года Евросоюз должен сократить выбросы на 8, Япония и Канада - на 6, страны Восточной Европы и Прибалтики - на 8 процентов, а Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года.
Однако конец этого года стал началом “черной полосы” этого крупнейшего договора. Власти Канады объявили о выходе этой страны из Киотского протокола, обосновывая это тем, что его действие не распространяется на двух мировых лидеров по выбросам парниковых газов - США и Китай, на долю которых приходится около половины выбросов в глобальном масштабе.
Отказ подписывать новую версию протокола до 2015 года продемонстрировали также Япония и Россия, но пока Канада стала первой и единственной страной, официально объявившей о своем выходе из соглашения.
Недавно в ходе пресс-конференции советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий сообщил, что Киотский протокол не может обеспечить достижение целей, с которыми согласились все страны. Это предотвращение повышения температуры выше уровня два градуса по отношению к 2050 году. Так как этот договор отвечает всего за 30 процентов выбросов и не является тем международным инструментом, который может обеспечить достижение этой цели.
Советник президента РФ считает, что второй период Киотского протокола нужен странам “не для того, чтобы радикально снизить нагрузку на климат, а чтобы развивающимся странам сохранить проекты в рамках механизмов чистого развития, их более пяти тысяч”. “Во-вторых, это требование рынка торговли квотами Европейского союза. Без этих проектов этот рынок просто обречен”, - добавил Бедрицкий.
На недавнем пленарном заседании сената вопрос присоединения Казахстана к Киотскому протоколу поднял депутат Гани Касымов. Обратившись с соответствующим запросом к премьер-министру страны, он отметил, что ряд стран, подписавших Киотский протокол, смогли получить существенные пополнения к национальным бюджетам за счет продажи квот.
“Последний пример - Украина, которая только за 2009-10 годы смогла получить более одного миллиарда евро по Киотскому протоколу. Для справки, Украина в течение 2010 года привлекла в госбюджет, согласно Киотскому протоколу, 470 миллионов евро от торговли квотами по схеме зеленых инвестиций, а украинские предприятия в рамках этого проекта получили еще 650 миллионов евро от инвестиций от реализации проектов”, - отметил депутат.
“В то же время какие-либо преференции от подписания протокола для Казахстана отсутствуют, а рыночные механизмы реализации задач Киотского протокола, которые включают торговлю квотами на выброс парниковых газов и проекты совместного осуществления, не задействованы”, - подчеркнул сенатор.
В этой связи депутат обратился в Кабмин с рядом вопросов, среди которых, например, такие: в полном ли объеме выполнены Казахстаном процедуры секретариата рамочной конвенции об изменении климата (РКИК) ООН, необходимые для включения в соответствующее приложение к Киотскому протоколу, какие преференции может получить наша страна по истечению первого периода действия Киотского протокола. Кроме того, ряд вопросов направлен на анализ ситуации использования бюджетных средств, выделенных для выполнения процедур вопросов секретариата РКИК.
Кстати говоря, в этот же день сенат принял законопроект “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”. По словам вице-министра индустрии и торговли Альберта Рау, законом предполагается создание государственного энергетического реестра. Включенные в реестр субъекты, потребляющие более 1,5 тысячи тонн условного топлива в год, должны обязательно пройти энергоаудит, а затем по итогам энергоаудита составить планы мероприятий по энергосбережению и обеспечить ежегодное снижение потребления энергетических ресурсов.
“По аналогии со странами Евросоюза вводятся добровольные соглашения в области энергосбережения, которые будут заключаться между крупными предприятиями, которые входят в реестр, уполномоченным органом в сфере энергосбережения и акиматами. В данном соглашении оговаривается по годам, насколько будет снижена энергоемкость предприятия”, - отметил вице-министр.
Кроме того, в Налоговый кодекс вносится возможность того, чтобы маслихаты на суммы затрат, которые предприятие направит на реализацию плана по повышению энергоэффективности, могли снижать налог на выбросы в окружающую среду.
Астана |