|
Алан Байтенов
Армия дорожных полицейских южной столицы вышла на дорогу. В Алматы продолжают работать с должниками и злостными неплательщиками наложенных административных штрафов. В результате проведения этой акции более 20 автомобилей уже перемещены на штрафные стоянки. Как отмечается в официальном сообщении, отработка проводится совместно с Департаментом по исполнению судебных актов.
Однако, о чем мы говорили не раз, подобный способ сбора “долгов” безнадежно устарел, он не решает главной проблемы - не дистанцирует “человека дающего” от “человека берущего”, то есть опять-таки отбрасывает нас назад
Особенно устаревшим выглядит подобный способ борьбы с неплательщиками на фоне последних прогрессивных предложений со стороны официальных органов. Вспомним хотя бы ввод в строй новой системы АИС “БДД” (система следит за порядком на дорогах в режиме онлайн и, что самое главное, отправляет уведомление о штрафе автоматически), возможность оплаты штрафов в режиме онлайн на портале электронного правительства и, конечно же, предложение ввести так называемые стоп-карты (когда должник серьезно ограничен). Все эти меры направлены на искоренение коррупции и на принудительное взыскание штрафов наиболее продвинутыми способами. Тогда как предложенный способ борьбы с должниками вновь возвращает нас к старому способу ведения дел.
Кстати, хотелось бы вспомнить еще один момент. Например, то самое заявление полиции относительно изъятия водительских удостоверений в обязательном порядке за любое нарушение. Читатель помнит: после того как средства массовой информации вынесли эту тему на всеобщее обсуждение, представители Комитета дорожной полиции выступили с официальным заявлением, мол, эта мера в отношении водителей применяться не будет. Общество добилось своего - как известно, угроза потерять водительское удостоверение, а также массу времени в очереди отделения УДП, “вытаскивая” права, подстегивала нарушителя сделать выгодное предложение сотруднику полиции. И в конечном итоге отказ от этой меры также был направлен на искоренение коррупции.
Продолжая разговор, хотелось бы вспомнить заявление градоначальника Алматы, который еще в 2009 году рассказал, что технические средства работают лучше, чем целый отряд дорожных полицейских. В частности, эти средства собрали больше штрафов. Поэтому “НП” не раз выступало с такой идеей - машины должны вытеснить человека неподкупностью. Но с подобным методом борьбы с должниками этого не происходит. Взять, например, официальную статистику по этой отработке, мол, 20 автомашин уже на штрафной стоянке. Но неужели только эти 20 человек являются теми самыми злостными неплательщиками, ради которых все организовано? Пусть даже 50 человек поймали на дороге, все равно количество должников несоизмеримо больше. И это говорит только об одном - либо метод не эффективен, что по сути доказано практикой, либо основной массе должников все же каким-то образом удалось проскочить сквозь сети дорожных полицейских. Проблема в том, что, несмотря на усиление наказания, а также на все антикоррупционные программы, в том случае, когда полицейский стоит на дороге, соблазн “проскочить” и “отмазаться” остается.
Важно понять, что мы не обвиняем только сотрудников УДП и ни в коем случае не защищаем виновных. Не устраивает именно то, что на самом деле судебные исполнители не имеют реальной власти. И тем самым не имеют реальной возможности взыскать штрафы. Видимо, пеня, что начисляется на каждый день просрочки от срока оплаты штрафа, несущественна, что дает возможность должникам не оплачивать штрафы на протяжении длительного времени. И при этом ничего не терять. Поэтому вместо того, чтобы разработать и принять действенный механизм взыскания, отечественные силовые структуры вынуждены использовать старые, неактуальные и откровенно “скользкие” методы.
Дорожная полиция всегда работает на передовой. Это показали и последние события - сотрудники этого ведомства также пострадали он радикально настроенных религиозных фанатиков. Кроме того, тут есть и некоторый имиджевый момент - дорожная полиция, наверное, самая публичная государственная служба. И именно по специалистам этого ведомства очень часто судят об уровне государства.
Все это означает одно - государство должно предъявлять к этой службе более жесткие требования. Здесь все включено - организация работы, оплата труда, может быть, даже расширение полномочий и, конечно же, подбор персонала. Это должна быть элита, которой, уверены, даже в голову не придет намекнуть об альтернативном штрафу варианте. И нынешняя несколько нестабильная ситуация, как раз именно то время, когда стоит обратить пристальное внимание на дорожную полицию и провести реформы. |