|
Алан Байтенов
В некоторых регионах Казахстана сохраняется сложная ситуация с наличием ГСМ. Конечно, для Казахстана подобная ситуация вполне закономерна - как минимум два раза в год мы ощущаем лимит отпуска, а также работу талонной системы. Однако со вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза относительно производства и использования топлива высоких экологических стандартов подобный дефицит, отмечают специалисты этой сферы, станет привычным и будет ощущаться постоянно вплоть до 2016 года. Именно до этой даты мы будем жить на привозном бензине, пока отечественные НПЗ не пройдут серьезную модернизацию для выпуска топлива, отвечающего требованиям техрегламента ТС
Как известно, на днях Антимонопольное агентство провело очередное заседание. На нем, кроме прочих ценовых заговоров, продолжили разбирать виновников в поднятии цен на ГСМ. Однако предоставленный нашему вниманию список несколько удивил - он разительно отличался от того, что был опубликован в начале топливного кризиса. В частности, там не было ни одного крупного игрока рынка, которых изначально подозревал АЗК. Списали все на ИП и незначительные ТОО. Впрочем, подобное отношение - отдельная тема, и мы ее сейчас поднимать не будем. Скажем лишь, что если и виновны они, то, по сути, проблема с дефицитом ГСМ и поднятием цен - не только их рук дело. В случае с ними точку должны поставить установленные законом штрафы. Государству же следует обезопасить себя и граждан от грядущего и затяжного топливного кризиса, который, возможно, продлится до 2016 года. Конечно же, если не разработать четкий механизм поставок ГСМ уже сейчас.
Объясним причину нашего опасения. Как известно, не так давно был принят технический регламент ТС “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту”. Не будем сейчас выдавать подробный рассказ обо всех его положениях, а всего лишь поднимем его суть - техрегламент в скором будущем обяжет Казахстан производить и использовать топливо мировых стандартов, а отечественные НПЗ пройти глубокую модернизацию. Есть еще кое что - дата. Техрегламент вступит в силу 31 декабря 2012 года. Конечно, Казахстан выторговал себе льготные условия - от каждого срока введения Евро-3, 4 или 5 у нас есть еще год, кроме того, нам “разрешено” производить чистое топливо лишь с 2016 года. Работая над этим вопросом, специалисты усиленно кивали именно в сторону процесса модернизации НПЗ, мол, наши заводы смогут исполнять регламент в полную силу не раньше 2016 года. Отсюда и переходный период в 3 года. В общем, и получается, что, несмотря на все уступки со стороны партнеров по ТС, мы до того заветного 2016 года будем жить в основном за счет привозного, реальнее всего, российского топлива.
|
Запасайся кто может! |
А это существенно отразится на ситуации - зависимость от поставок топлива из-за рубежа и требований регламента автоматически подразумевает общее поднятие цен на ГСМ. Впрочем, повышение цен - не самое страшное. И если присмотреться внимательно - так как цена на топливо на территории Казахстана и России сравняется, это обещает нейтрализовать дефицит на нашем рынке и существенно поднять качество “горючки”.
Но все же не лишним представить на момент, что у Казахстана нет собственной нефти, как, например, других жизненно необходимых товаров, которые появляются у нас исключительно благодаря экспорту. Исходя из этого разумно предполагать - если мы, судя по всему, теперь будем жить по новой схеме, скорее всего, у государства и Министерства нефти и газа уже есть план действий относительно того, как наладить бесперебойную поставку топлива на отечественный рынок в течение будущих четырех лет. Иначе, по всей видимости, тот худший вариант с бесконечными очередями на АЗС, о котором говорят эксперты, станет привычной для нас картиной. Но, к сожалению, до сих пор МНГ не представило план действий на ближайшее время, когда отечественные НПЗ запустят проект глубокой модернизации, а технический регламент вступит в силу. Поэтому, нам бы хотелось обратиться со страниц нашего издания к этому ведомству с вопросами (и, конечно, продублировать их в официальном запросе): как представляет себе МНГ ближайшее будущее казахстанского рынка ГСМ, который теперь будет существовать по новым правилам, и гарантирует ли это ведомство, исходя из новых условий, отсутствие очередей на заправочных станциях республики до того самого “светлого” 2016 года?
Сложно, конечно, гарантировать, что ведомство ответит на все наши вопросы, выступив с официальным обращением. Однако молчание тоже сможет рассказать кое о чем. Например, о том, что реального плана действий нет. Следовательно, кто-то, мягко говоря, занимается не теми вопросами и затяжной топливный кризис придет обязательно. Впрочем, есть и еще один вариант. Если не будет ответа, можно предположить, что все останется, как было - техрегламент вроде как есть, но на самом деле для нас он не имеет силы, модернизации НПЗ не предвидится, а также то, что на самом деле все эти рассуждения о единых стандартах ТС и разговоры о плодотворной и совместной работе в одной упряжке тройки государств - не более чем очередной красивый фарс... |