Ботагоз Омар
Система электронного правительства на практике внедряется очень сложно. Как показало исследование, проведенное АО “Национальные информационные технологии” (НИТ), по состоянию на август ни в одном из коммерческих банков не принимались электронные документы, а сотрудники некоторых БВУ и вовсе не знали о существовании портала электронного правительства
Для того чтобы узнать, насколько казахстанцам упрощает жизнь электронный документооборот, представители АО “НИТ” решили пройти в коммерческие банки, не представляясь, как будто они обращаются как обычные клиенты. Объектом исследования Mystery Shopping (“Тайный покупатель”), которое проводилось в августе этого года, стали 11 банков второго уровня (БВУ). Каким было удивление сотрудников, когда ни в одном из отделений банков не приняли электронные справки, которые входят в пакет требуемых документов для получения кредитов. “Некоторые из сотрудников не владеют информацией о существовании портала электронного правительства”, - отметили в пресс-службе АО “НИТ”.
Однако после того как Министерство связи и информации отправило официальные письма в эти финансовые институты с просьбой разъяснить ситуацию, откликнулись только девять банков. Они перечислили меры, которые предприняли для соблюдения действующего законодательства, согласно которому электронные документы, выданные через сайт
www.egov.kz
, должны применяться параллельно, наряду с их бумажными аналогами.
Банки сообщили, что ими была утверждена типовая инструкция о порядке проверки документов, выданных посредством портала электронного правительства (ПЭП), что менеджеры, обслуживающие клиентов, инструктированы о работе с клиентами, предоставляющими электронные документы.
А в целях недопущения повторения подобных ситуаций (о которых было сообщено по итогам проведения исследования Mystery Shopping) были отправлены дополнительные инструкции сотрудникам всех отделений банков. Кроме того, все финансовые организации в один голос твердили, что “для сведения клиентов на официальных веб-сайтах банков размещена информация касательно приема документов, выданных посредством ПЭП”.
Мы решили обратиться к некоторым банкам, попавшим, по информации АО “НИТ”, в число наиболее лояльных и активных в продвижении электронного правительства.
Как сообщили “НП” в HSBC Bank Kazakhstan, “в настоящее время портал egov.kz пока еще не пользуется массовым спросом у клиентов банка. По-видимому, это связано с тем, что для пользования порталом изначально необходимо обратиться в ближайший ЦОН для получения электронной подписи, которая авторизовывает все действия гражданина РК на портале”.
Похоже, что в АО “Kaspi bank” обращаются более мобильные казахстанцы. “У нас было несколько обращений клиентов с электронными документами, и мы надеемся, что все больше клиентов будет пользоваться этой возможностью. Чем меньше документов и бумаг, тем быстрее и проще можно построить процесс взаимодействия с клиентами”, - сообщил председатель правления банка Михаил Ломтадзе.
В свою очередь, представители АО “БТА Банк” не стали сетовать на низкую активность казахстанцев в предоставлении электронных документов, высказав надежду, что они ожидают увеличения активности по использованию клиентами банка электронных услуг в следующем году. “Банк планирует в 2012 году, используя платежный шлюз электронного правительства, предоставлять клиентам услуги по безналичной оплате штрафов, налогов, государственных пошлин через отделения и дистанционные каналы. При этом главным отличием от нынешней схемы оплаты является то, что платежи в бюджет будут поступать в режиме реального времени”, - добавили представители банка.
Любые реформы требуют времени. Портал электронного правительства был запущен относительно недавно - в 2005 году. Для того чтобы к электронным справкам привыкли как частные структуры, так и сами люди, требуется время. А пока АО “НИТ” намерено периодически проверять банки на предмет активного продвижения услуг egov. Поэтому исследование Mystery Shopping будет продолжаться.
Астана |