|
Фарида Галиева
Оскар Уайльд как-то сказал: “При крупных неприятностях я отказываю себе во всем кроме еды и питья”. Как доказала история, живое существо может выжить в любых условиях. Но если отсутствие “благ цивилизации” влияет на уровень жизни человека, то отсутствие еды - угроза самой жизни. Предсказываемый миру продовольственный кризис вынуждает правительства всех стран обратить максимально пристальное внимание на мировой агропромышленный комплекс. И сегодня наблюдается тенденция увеличения роли государственных институтов как основных стимуляторопомощников решения “пищевой проблемы”
Численность населения Казахстана, по данным Агентства РК по статистике, с каждым годом увеличивается. Соответственно происходит увеличение потребности в продовольствии. Между тем производство и продажа овощей и бахчевых на большей территории Казахстана в силу природно-климатических условий имеют ярко выраженный сезонный характер, из-за чего основная доля продукции реализуется во втором полугодии. Остальное же время в стране возникает дефицит плодоовощной продукции и повышается импортозависимость рынка.
Подобная ситуация характерна не только для Казахстана. Во всем мире человечество испытает дефицит продовольствия и повышение цен на него. По оценкам экспертов из Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в связи с ростом населения и доходов потребление продовольствия в мире к 2050 году вырастет на 70 процентов.
Продовольственная безопасность была в центре внимания государственных деятелей еще в античные времена. В древнем Египте, Китае, Риме создавались запасы зерна, которые позволяли в неурожайные годы сдерживать цены на продукты. Сегодня подобные резервы тоже создаются, но лишь на региональном уровне. Антикризисные запасы есть в России, Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, Мали, Канаде, Казахстане и Малави. Однако в последние годы зерновые резервы тают пропорционально росту народонаселения: сегодня они составляют 494 миллиона тонн - лишь 21 процент от мирового производства зерна. И исправить ситуацию в глобальных масштабах эти запасы не могут. По мнению экспертов ФАО, нужна единая - эффективная и чистая от коррупции - система хранения продовольствия.
Казахстан, как и другие страны, также уделяет самое пристальное внимание вопросам обеспечения продовольственной безопасности. Для этого государством создавались специальные аграрные институты. Первым на свет появилось акционерное общество “Продовольственная контрактная корпорация”
В последние годы роль компании значительно изменилась. От уполномоченного государством оператора по приобретению зерна в государственные ресурсы Продкорпорация, во-первых, стала фактически регулятором зернового рынка внутри страны, во-вторых, полноценным финансовым институтом, оказывающим значительную поддержку сельхозтоваропроизводителям.
К примеру, только в 2011 году через Продкорпорацию было профинансировано свыше полутора тысяч субъектов агропромышленного комплекса на сумму 25 миллиардов тенге, причем 14,5 миллиарда выдано под гарантии социально-предпринимательских корпораций, а 10,5 миллиарда - под гарантии банков второго уровня. С учетом того, что эти средства были выданы в начале года, сельчане смогли перед посевной обновить парк сельхозтехники, приобрести качественный семенной материал, подумать о применении на полях современных аграрных технологий обработки посевных площадей, а главное - вовремя провести посевную. Результатом такой подготовки стал рекордный урожай зерновых - почти 30 миллионов тонн в бункерном весе, 25 миллионов из которых - пшеница.
Однако, учитывая большой урожай текущего года, есть возможность обвала цен на пшеницу на внутреннем рынке. Который, кстати, в первую очередь может быть чреватым для простого крестьянина. И для того, чтобы не допустить это, Продкорпорация приходит на помощь крестьянам, закупив дополнительно к 5 миллионам еще 3 миллиона тонн по цене 16 500 тенге. В Продкорпорации заявляют, что первый закуп 5 миллионов тонн по 25 000 тенге был нацелен на поддержку СХТП, чтобы они смогли рассчитаться с долгами и получить прибыль. А второй дополнительный закуп предназначен для того, чтобы выкупить у крестьян лишние остатки и стабилизировать цены на внутреннем рынке. По дополнительному закупу глава Продкорпорации Б.Кабдрахманов заявил, что “аграриям совершенно не обязательно продавать нам дополнительное зерно по 16 500 тенге за тонну: каждый производитель зерна имеет право продавать свою продукцию как корпорации, так и на свободном рынке. Просто эта мера, закуп корпорацией, является своеобразной “подушкой безопасности”, предохраняющей казахстанских аграриев от продажи своего зерна ниже себестоимости”. Учитывая дополнительный закуп, Продкорпорация в целом закупит у крестьян 8 миллионов тонн пшеницы урожая текущего года.
Одновременно Продкорпорация своей деятельностью регулирует и рынок продовольствия в стране. Компания закупает зерно в государственные, стабилизационные и коммерческие ресурсы. Госрезерв - это неприкосновенный запас, коммерческий идет на экспорт, а стабилизационный остается внутри страны - до очередных ценовых колебаний. Подобная практика уже не раз применялась. Так, в прошлом году, когда выдался неурожайный год (было собрано около 13 миллионов тонн зерна), в целях удержания цен на хлеб и хлебобулочные изделия Продкорпорация заключала меморандумы с акиматами, согласно которым зернопереработчикам пшеницу отпускали по фиксированной цене - 26 500 тенге, хотя в тот момент рыночная цена доходила до 55 тысяч. Тем самым была стабилизирована ситуация на рынке и не допущен рост цен на хлеб. Тогда как в соседней России и в других странах этот главный для большинства людей продукт подорожал.
По сути, сегодня Продкорпорация выполняет сразу несколько очень важных функций. В отличие от других аграрных финансовых институтов, ориентированных преимущественно на кредитование сельхозпроизводителей и инвестирование в создание новых производств, эта компания выступает и в качестве инвестора, вкладывая средства в новые масштабные проекты, одновременно внедряя в аграрном секторе новые технологии производства сельхозпродукции. При этом компания выступает и в роли кредитора, выдавая займы сельхозтоваропроизводителям, принимая при этом под залог имущество, которое традиционные коммерческие банки даже не рассматривают - сельхозтехнику, постройки и зерновые расписки. Одновременно Продкорпорация еще и активный участник зернового рынка. На мировых рынках компания, экспортируя пшеницу, поддерживает репутацию Казахстана как надежного поставщика и партнера, на внутреннем же рынке она выступает в качестве регулятора. При этом активно вкладываются средства и в создание транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка - Продкорпорация профинансировала строительство зернового терминала в порту Баку (Азербайджан) и расширила пропускную способность терминала порта Актау.
Безусловно, рыночные отношения предполагают для бизнеса полную свободу выбора: что выращивать, кому продавать. Однако в современных условиях ни одна страна не может себе позволить пустить вопрос продовольствия на самотек, предоставив фермерам “крутиться как хотят”. И в этом отношении роль Продкорпорации весьма двойственна: с одной стороны, она, как рыночный игрок, должна договариваться с фермерами на рыночных же условиях, с другой - быть основным “защитником желудков” казахстанцев. И, судя по результатам деятельности компании последних лет, с обеими ролями Продкорпорация пока справляется успешно. |