|
Юлиана Жихорь
Роль и место социальных сетей в жизни современного человека уже давно являются поводом для дискуссии. Эту тему обсуждают и в политических кругах, и в медицинских. Журналистское сообщество, считая, что соцсети составляют серьезную конкуренцию, в том числе и электронным СМИ в части скорости предоставления информации, находится в поисках “своего зрителя (читателя)”. Более того, по мнению журналистов, современное средство коммуникации - Интернет - позволит профессии возродиться “обновленной”
Второй день IV Форума европейских и азиатских медиа был посвящен антикризисной стратегии СМИ. Причем речь шла не только об опыте выживания в кризис-2007/09, но и о кризисе жанра в условиях развития социальных сетей.
Что касается первой части, то, как это ни странно, большинство представителей масс-медиа считает, что экономический кризис, подкосивший многие газеты и журналы, вынужденные сокращать сотрудников, сделал СМИ “сильнее”. Одни смогли, полностью пересмотрев политику подачи материалов, завоевать новых зрителей-читателей, другие активизировали свои интернет-странички, в том числе и в соцсетях. Например, учредитель и главный редактор газеты “Вечерка” (Таджикистан) Гульнора Амиршоева сообщила, что в печатном варианте “газета существует сама по себе, а в соцсетях - сама по себе”.
Но больше всего дискуссий развернулось все-таки вокруг роли Интернета в современном обществе. Представитель Кыргызстана, например, именно на Интернет, на социальные сети возложил ответственность за столь масштабные события в Оше. Однако представитель из Белоруссии, в которой, к слову, нет ни одного запрета в Интернете, напротив, считает, что не Интернет сподвигает людей на демонстрации. “Получается, чем больше людей сидят в Сети, тем меньше шансов, что они выйдут на улицу”, - грустно пошутил кто-то в зале.
Кстати, участники заметили интересную тенденцию: в ряде стран СНГ Интернет имеет огромное влияние на процессы в обществе, в других, например, в Белоруссии (там сегодня около 80 процентов молодежи черпают информацию из Сети) и Грузии, Интернет, несмотря на полное отсутствие каких-либо запретных сайтов и тем, никак не “подогревает” разного рода бунты.
Главный редактор украинской газеты “Урядовой курьер” Сергей Брага своеобразно резюмировал данную дискуссию. Он рассказал, как накануне вечером астанинский таксист заявил ему: “Я верю в Аллаха, свою машину и пистолет”. “Мы здесь все верим в “Фейсбук”, свои мозги и Интернет”, - провел параллель Брага. А обозреватель газеты “Московские новости” Аркадий Дубнов добавил: “Никакой Интернет не заменит сильное государство”.
Но самые интересные события развернулись во время дискуссии “Стенка на стенку”, которую вела журналист Светлана Сорокина. Во время дискуссии участники обсуждали тему: “Социальные сети: чудо или беда XXI века”.
Задал ритм спорам представитель Грузии, заявивший, что “сегодня Интернет - как красивая девушка”. На что тут же прозвучал комментарий: “Интернет - как “розовая” любовь. Красиво, а детей нет”.
По сути, все участники диспута сошлись во мнении, что Всемирная паутина является всего лишь еще одним средством коммуникации, взращивая совершенно новое поколение, теряющее многие методы общения “живьем” в угоду переписке. Главред газеты “Свободная Грузия” Антон Ласхишвили даже пошутил, что такими темпами лет через 100 в Грузии будут поднимать тост за трафик.
Отчасти это вызвано тем, что в Интернете сегодня (и это отметили многие из присутствующих) гораздо интереснее, чем в жизни. (В ходе работы ФЕАМ на “Твиттере” даже появилась запись, что в “твитте” интереснее, чем в зале”.)
В то же время социальные сети стирают грани между личной информацией и той, что становится достоянием широкой общественности. По мнению одного из делегатов, злоупотребление социальными сетями может привести к возникновению “эффекта большого брата, который отовсюду наблюдает за нами”. Впрочем, блогер из Латвии Кристианс Розенвалдс посчитал, что “советский человек привык думать одно, а говорить (и писать в Сети. -
“НП”) другое”.
Но новая информационная среда меняет подходы людей к запоминанию информации. “Человеку, который привыкает к тому, что двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю информация, которую он хочет знать, доступна, вместо того, чтобы запоминать факты и цифры, гораздо важнее запомнить, где эту информацию найти. Мне кажется, немного падает интерес к деталям. Потому что есть ощущение, что все время это где-то можно посмотреть”, - считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский. К тому же Интернет учит людей “думать короче”. “В “Твитте” всего 140 знаков (один комментарий). Надо уметь мыслить коротко”, - поделился своим мнением делегат из Латвии.
Много разногласий возникло при обсуждении ключевого вопроса: меняют ли социальные сети личность человека. Одни считали, что изменения налицо: дети стали меньше читать, растет без грамотное поколение (имеется в виду новый “интернет-язык”). Изменение происходит и положительное: объединение в группы по интересам (собирание марок, например). Но было и мнение, что социальные сети не меняют личность, а “человек преобразовывает свою жизнь”: “Социальные сети - единоличное информационное агентство и потребитель в одном лице”. И в общем, соцсети являются только средством коммуникации, они не меняют людей, они меняют лишь информацию. “Интернет - это мир без цензуры. И каждый человек стремится стать частью мира без цензуры”.
Светлана Сорокина в итоге резюмировала, что роль и степень влияния социальных сетей в современном мире - это спор поколений.
По итогам двухдневной работы Форума европейских и азиатских СМИ, собравших более 250 делегатов из стран СНГ, Балтии и Грузии, был сформирован клуб главных редакторов “Модератор”, объединяющий менеджеров медиа-ресурсов постсоветского пространства. Согласно регламенту клуба, его задачами являются проведение систематических виртуальных планерок - закрытых видеомостов для синхронизации общих для членов клуба действий, подготовка и проведение общественно-политических мероприятий, посвященных обсуждению профессиональной проблематики. Например, форумов европейских и азиатских медиа, а также видеомостов, круглых столов и пресс-конференций, а также организация встреч с представителями властных, общественных и бизнес-структур стран постсоветского пространства.
Членом объединения может быть любой руководитель СМИ стран СНГ, Балтии и Грузии, разделяющий цели и задачи клуба.
Астана
Человеку, который привыкает к тому, что двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю информация, которую он хочет знать, доступна, вместо того, чтобы запоминать факты и цифры, гораздо важнее запомнить, где эту информацию найти. Мне кажется, немного падает интерес к деталям. Потому что есть ощущение, что все время это где-то можно посмотреть”, - считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский. |