|
Алла Иванилова
В Казахстане готовится тюремная реформа. Чиновники намерены довольно радикально поменять устоявшуюся жизнь за решеткой. Так, например, планируется ограничить свидания, заменив их отчасти виртуальным общением с родственниками в Интернете с помощью “Скайпа”. Труд в местах не столь отдаленных сделать льготой. Посылки запретить, а вместо них раздать заключенным платежные карточки, с помощью которых те смогут по праздникам отовариваться в спецмагазинах при тюрьмах
Министерство внутренних дел разработало концепцию нового проекта Уголовно-исполнительного кодекса. Этот документ кардинально меняет устоявшуюся тюремную жизнь. Главная цель, которую преследовали разработчики, - исправить преступника. Но вне зоны.
Ведь, как считают в МВД, “исправление в местах лишения свободы - это утопия”. Психологи утверждают, что человеку достаточно 5 лет провести в тюрьме, чтобы потерять социальные навыки. Статистика доказывает, что, встав однажды на кривую дорожку, человек по ней пойдет дальше: 49 процентов сегодняшних заключенных - это те, кто раньше уже совершал преступления. 63 процента из них уже отбывали наказание в местах лишения свободы.
В правоохранительных органах считают, что у каждого заключенного должна быть “дорожная карта”. В этой связи предлагается поменять цели и задачи наказания, полностью “перекроив” уголовно-исполнительную систему. Тот же оплачиваемый труд заключенных будет переведен из разряда обязанностей в категорию права, которое могут получить те, кто отличается хорошим поведением. Таким образом, разработчики считают, что труд превратится в средство стимуляции “позитивной активности”.
В ряде европейских стран доля отбывающих тюремное наказание среди общего числа осужденных не превышает 10 процентов. В США, которые многие правозащитники критикуют за самый высокий тюремный индекс (750 заключенных на сто тысяч населения), за решеткой находится всего 30 процентов от всех осужденных. Остальные приговорены условно либо к общественным и исправительным работам. А, например, в Германии существует всего три вида наказания: лишение свободы, общественные работы и штраф. И около 90 процентов всех наказаний, назначаемых судами, - это штрафы и общественные работы.
В Казахстане за 10 месяцев этого года к общественным работам привлечено всего 1628 осужденных, что составляет 4,2 процента от числа тех, кто не приговорен к лишению свободы. Такой низкий показатель связан прежде всего с нежеланием работодателя использовать труд осужденных. Хотя для самого преступника выполняемая им работа не является оплачиваемой. Но для его нанимателя мало что меняется, так как он все равно начисляет зарплату, отчисляемую в доход государству, теряя на банковских операциях. Все это не стимулирует работодателя привлекать осужденных к работам. Хотя существует большое количество вакантных мест, которые они могли бы занять. Например, уборщики улиц, чернорабочие, помощники в домах престарелых, медицинских учреждениях.
Такая мера наказания, как исправительные работы, тоже не прижилась. За десять месяцев текущего года к ним было привлечено всего 211 осужденных, или 0,6 процента из всех, кто не попал за решетку. Чиновники полагают: чтобы эта мера работала, необходимо местным исполнительным органам определять объекты, где будут исправлять трудом осужденных, и удерживать определенный судом процент от их заработной платы.
Планируется усовершенствовать режимы и условия лишения свободы. Сегодня действуют три вида режима для закрытых исправительных учреждений - общий, строгий и особый. В каждом имеется дополнительно еще по четыре условия содержания - обычные, облегченные, льготные и строгие. Такая классификация нам досталась от ГУЛАГовской системы. Практика показывает, что это дробление неэффективно. Отличие заключается только лишь в названиях, в количестве свиданий, посылок и бандеролей. Стражи порядка предлагают оставить только общий и строгий режимы. Планируется сократить и условия содержания.
Что касается свиданий, тут тоже внесут коррективы. Согласно действующему Уголовно-исполнительному кодексу, длительное свидание предоставляется сроком от 1 до 3 суток. Однако оснащенность исправительных учреждений комнатами для длительных свиданий составляет по республике в среднем 45 процентов от потребности, в отдельных учреждениях - не более 25 процентов. На строительство дополнительных помещений нет денег. Поэтому по опыту отдельных стран Комитет уголовно-исполнительной системы МВД предлагает пересмотреть сроки свиданий, ограничив их длительность до одних суток, а в случае прибытия близких родственников с несовершеннолетними детьми - до двух суток. Причем двухсуточные свидания будут разрешены только тем, кто имеет общих с осужденным детей.
Также будут разрешены краткосрочные свидания в Интернете. В частности, стражи порядка намерены использовать “Скайп” для этих целей. Это, по их мнению, будет выгодно родственникам, которым не придется ехать в тюрьму за сотни километров, и заключенным, которые смогут пообщаться со всеми родными сразу.
Посылки и бандероли тоже ограничат. В год их приходит около 200 тысяч. А в праздничные и предпраздничные дни тюрьмы больше похожи на почтовые отделения. Большинство посылок - это продукты, причем скоропортящиеся, что создает проблемы в плане санитарно-гигиенических требований. Продуктовые передачи отбивают желание у осужденных ходить в столовую, что приводит к нарушению режима содержания и побуждает руководство учреждений экономить еду, списывая ее. Нередки случаи, когда вместо конфет и консервов в посылках пытаются переправить запрещенные предметы.
Министерство внутренних дел предлагает запретить передачу посылок с продуктами питания. В качестве альтернативы чиновники намерены завести банковские карточки, которые будут храниться у сотрудников тюрьмы и выдаваться осужденным при “определенных условиях”. При этом купить продукты питания и предметы первой необходимости тюремные жители смогут в специализированных магазинах при учреждениях и на определенную сумму.
Кроме того, в целях нераспространения религиозного экстремизма в местах лишения свободы осужденных за преступления, связанные с этой статьей, и за другие аналогичные деяния, планируется содержать отдельно от других. В этой связи государственные мужи предлагают создать отдельные тюрьмы закрытого типа для осужденных за терроризм, экстремизм, а также отдельное учреждение для тех, кто приговорен к пожизненному лишению свободы и смертной казни.
Революция уголовно-испонительной системы предполагает и ряд других ноу-хау. Однако внедрять их в жизнь будут после принятия нового Уголовного кодекса, а его концепция пока только разрабатывается.
Астана
На сегодняшний день в тюрьмах Казахстана отбывают наказание 52 517 человек. С начала текущего года число осужденных снизилось на 4500. Причина - гуманизация уголовного законодательства и декриминализация “несущественных для общества” преступлений, в том числе в экономической сфере. Теперь эти нарушители закона отделываются штрафами. Однако Казахстан все еще остается страной с большим количеством тюремного населения. По данным представительства МОО “Penal Reform International” (“Международная тюремная реформа”) в Центральной Азии, в Казахстане на сто тысяч населения приходится 321 заключенный. По этому показателю наша республика занимает 22-е место в мире. |