ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Имамы нашего времени События

Максат Аргинтаев
Сегодня в нашей стране сложилась весьма неоднозначная ситуация. С одной стороны, концепция светскости позволяет республике успешно соблюдать баланс между верующими и неверующими, сохранять межконфессиональный мир и согласие в обществе. С другой, полагают эксперты, Казахстан сталкивается с рядом серьезных вызовов. В свете последних событий особое внимание заслуживает проблема усиления активности религиозных радикалов, пытающихся дестабилизировать религиозную ситуацию в стране

alt
Из истории мы знаем, что ислам - традиционная для казахов религия. Причем базовой основой ислама здесь стал суннизм ханафитского мазхаба, в котором учтены и адаптированы древние религиозные культы кочевников казахской земли.
Однако в последнее время наряду с ростом религиозного сознания населения значительно возросло количество различных религиозных течений, в том числе исламских, таких как салафизм и “Таблиги Джамаат”, “торпедирующих” базовые духовные ценности и традиции казахстанского общества. Именно эти направления ислама стремятся к формированию общественно-политических движений и дестабилизации обстановки в стране. Эти радикальные объединения и экстремистские группы пытаются навязать обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности, и выступают в качестве источника угроз для стабильного развития страны.
По мнению специалистов, салафитская идеология в силу твердой убежденности сторонников имеет большое количество экстремистских и вооруженных группировок.
Салафиты (от “салаф” - предки, предшественники) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, “праведных предков” (ас-салаф ас-салихун), отвергая нововведения. Исламоведы определяют “Салафию” как фундаменталистское течение, где сторонники призывают отказаться от “чуждых”, неистинных мусульманских обрядов, в том числе от ханафитского ислама, который исповедуют в странах Центральной Азии.
Салафиты утверждают приоритет мусульманского сообщества (уммы) над институтами государственной власти и следуют путем установления исламского законодательства (шариата) в качестве правовой основы государственного строя. Характерной особенностью здесь является склонность к активной агрессии, в том числе силовой борьбе за достижение приоритетной цели - главенства религиозной догматики над государством.
На территории Казахстана также проявляет активность исламское движение “Таблиги Джамаат”, или “Джамаат Таблиг”, участники которого называют себя таблиговцами или таблигистами. “Таблиги Джамаат” - аполитичное исламское ответвление, которое было основано в Индии в 1926 году как форма протеста против британского колониализма. Организационный центр движения находится в Пакистане, подразделения организации действуют во многих странах.
Несмотря на то, что таблигисты позиционируют себя как сообщество, которое распространяет идеи только мирным путем, движение запрещено в ряде стран. Причиной этого, вероятнее всего, стали данные о том, что до 80 процентов исламских экстремистов вышли из этой организации (исследования провели французские СМИ, после чего “Таблиги Джамаат” стали именовать “прихожей фундаментализма”).
 Движение достаточно закрытое. Таблигисты избегают контактов с прессой, отчетов об организации и финансировании не предоставляют, также неизвестно точное число последователей. Появились и псевдотаблигисты, которые собирают деньги с веденных в заблуждение мусульман на якобы необходимые движению нужды. Они же под именем “Джамаат Таблиги” призывают мусульман к радикальным действиям.
В первую очередь надо понять, с кем мы имеем дело. Нужно четко представлять историю, идеологию и методику деструктивных объединений. В рамках поддержки традиционного ислама и борьбы с радикальными идеями необходимо дать Казахстану теологическое знание. К примеру, в светской Турции действуют и факультеты теологии, и учебные заведения уровня колледжа, в которых готовят имамов. С 80-х годов это финансируется государством. В результате влияние религиозных экстремистов в стране ничтожно, свыше 90 процентов турецких мусульман доверяют Управлению по делам религии.
Кроме того, Казахстану необходимо социально-экономическое оздоровление неблагополучных регионов. Нужна и определенная работа в системе обычного светского образования. Без этих мер одно только религиозное просвещение, очевидно, не даст желаемого результата.

От редакции

Поддерживая автора и развивая тему противодействия радикальным религиозным движениям, рационально было бы предложить представителям официального духовенства на местах самим активно включиться в процесс. Например, вести разъяснительную и проповедническую деятельность в своем населенном пункте, районе, квадрате улиц и т.д. вплоть до мониторинга.
Удивительно, что этого сейчас нет. Говоря без обиняков, мечети у нас в каждом населенном пункте. То есть сформирован и действует поддерживаемый государством общественный конструкт, развитая структура, сеть духовенства. Каждый отдельный представитель этого духовенства - еще и гражданин государства, объявившего среди основных приоритетов принципы согласия и стабильности. Логично ожидать, что это духовенство выступит партнером по отношению к обществу и государству.
Во всяком случае, они компетентнее. От них не укроются появление новых радикальных адептов или изменения в поведении и мировоззрении у прежде знакомого прихожанина. Мулла, имам, который придерживается в том числе гражданских позиций, успешнее прочих распознает присутствие салафита, конкурента - если хотите, или иного наставника экстремистского толка и других эмиссаров общественного риска.
Это пусть и не свойственная, но общественно мотивированная деятельность и объективно обоснованная форма кооперации легитимного духовного гуманитарного института с государством.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение