|
Максат Аргинтаев
Сегодня в нашей стране сложилась весьма неоднозначная ситуация. С одной стороны, концепция светскости позволяет республике успешно соблюдать баланс между верующими и неверующими, сохранять межконфессиональный мир и согласие в обществе. С другой, полагают эксперты, Казахстан сталкивается с рядом серьезных вызовов. В свете последних событий особое внимание заслуживает проблема усиления активности религиозных радикалов, пытающихся дестабилизировать религиозную ситуацию в стране
Из истории мы знаем, что ислам - традиционная для казахов религия. Причем базовой основой ислама здесь стал суннизм ханафитского мазхаба, в котором учтены и адаптированы древние религиозные культы кочевников казахской земли.
Однако в последнее время наряду с ростом религиозного сознания населения значительно возросло количество различных религиозных течений, в том числе исламских, таких как салафизм и “Таблиги Джамаат”, “торпедирующих” базовые духовные ценности и традиции казахстанского общества. Именно эти направления ислама стремятся к формированию общественно-политических движений и дестабилизации обстановки в стране. Эти радикальные объединения и экстремистские группы пытаются навязать обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности, и выступают в качестве источника угроз для стабильного развития страны.
По мнению специалистов, салафитская идеология в силу твердой убежденности сторонников имеет большое количество экстремистских и вооруженных группировок.
Салафиты (от “салаф” - предки, предшественники) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, “праведных предков” (ас-салаф ас-салихун), отвергая нововведения. Исламоведы определяют “Салафию” как фундаменталистское течение, где сторонники призывают отказаться от “чуждых”, неистинных мусульманских обрядов, в том числе от ханафитского ислама, который исповедуют в странах Центральной Азии.
Салафиты утверждают приоритет мусульманского сообщества (уммы) над институтами государственной власти и следуют путем установления исламского законодательства (шариата) в качестве правовой основы государственного строя. Характерной особенностью здесь является склонность к активной агрессии, в том числе силовой борьбе за достижение приоритетной цели - главенства религиозной догматики над государством.
На территории Казахстана также проявляет активность исламское движение “Таблиги Джамаат”, или “Джамаат Таблиг”, участники которого называют себя таблиговцами или таблигистами. “Таблиги Джамаат” - аполитичное исламское ответвление, которое было основано в Индии в 1926 году как форма протеста против британского колониализма. Организационный центр движения находится в Пакистане, подразделения организации действуют во многих странах.
Несмотря на то, что таблигисты позиционируют себя как сообщество, которое распространяет идеи только мирным путем, движение запрещено в ряде стран. Причиной этого, вероятнее всего, стали данные о том, что до 80 процентов исламских экстремистов вышли из этой организации (исследования провели французские СМИ, после чего “Таблиги Джамаат” стали именовать “прихожей фундаментализма”).
Движение достаточно закрытое. Таблигисты избегают контактов с прессой, отчетов об организации и финансировании не предоставляют, также неизвестно точное число последователей. Появились и псевдотаблигисты, которые собирают деньги с веденных в заблуждение мусульман на якобы необходимые движению нужды. Они же под именем “Джамаат Таблиги” призывают мусульман к радикальным действиям.
В первую очередь надо понять, с кем мы имеем дело. Нужно четко представлять историю, идеологию и методику деструктивных объединений. В рамках поддержки традиционного ислама и борьбы с радикальными идеями необходимо дать Казахстану теологическое знание. К примеру, в светской Турции действуют и факультеты теологии, и учебные заведения уровня колледжа, в которых готовят имамов. С 80-х годов это финансируется государством. В результате влияние религиозных экстремистов в стране ничтожно, свыше 90 процентов турецких мусульман доверяют Управлению по делам религии.
Кроме того, Казахстану необходимо социально-экономическое оздоровление неблагополучных регионов. Нужна и определенная работа в системе обычного светского образования. Без этих мер одно только религиозное просвещение, очевидно, не даст желаемого результата.
От редакции
Поддерживая автора и развивая тему противодействия радикальным религиозным движениям, рационально было бы предложить представителям официального духовенства на местах самим активно включиться в процесс. Например, вести разъяснительную и проповедническую деятельность в своем населенном пункте, районе, квадрате улиц и т.д. вплоть до мониторинга.
Удивительно, что этого сейчас нет. Говоря без обиняков, мечети у нас в каждом населенном пункте. То есть сформирован и действует поддерживаемый государством общественный конструкт, развитая структура, сеть духовенства. Каждый отдельный представитель этого духовенства - еще и гражданин государства, объявившего среди основных приоритетов принципы согласия и стабильности. Логично ожидать, что это духовенство выступит партнером по отношению к обществу и государству.
Во всяком случае, они компетентнее. От них не укроются появление новых радикальных адептов или изменения в поведении и мировоззрении у прежде знакомого прихожанина. Мулла, имам, который придерживается в том числе гражданских позиций, успешнее прочих распознает присутствие салафита, конкурента - если хотите, или иного наставника экстремистского толка и других эмиссаров общественного риска.
Это пусть и не свойственная, но общественно мотивированная деятельность и объективно обоснованная форма кооперации легитимного духовного гуманитарного института с государством. |