Алла Иванилова
Министерство сельского хозяйства - одно из самых “богатых” ведомств. В последние годы на развитие агропромышленного комплекса выделяются немалые средства. Однако не все деньги доходят до крестьян. Хищению, как и многим другим проблемам в этой отрасли, способствует несовершенное законодательство. В ведомстве намерены поменять политику в отношении определенных вопросов и просят депутатов поддержать начинания
Вчера сенаторы встретились с министром сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым, который поведал им о планах министерства по совершенствованию законодательства в аграрной сфере. Глава ведомства сообщил, что в следующем году будут разработаны поправки в законодательство по вопросам регулирования зернового рынка. Помимо этого законодательного оформления требуют такие вопросы, как создание региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, введение электронных зерновых расписок, развитие страхования в растениеводстве и животноводстве.
Минсельхоз в следующем году планирует отменить 21 из 80 разрешительных документов и перевести на уведомительный порядок 5 документов. Это весьма приятная новость для сельчан, для которых получение бумажек превращалось в каторгу. Присутствующий на встрече с сенаторами заместитель начальника департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры Александр Огай сообщил о нелицеприятных фактах, выявленных в прошлом году в ходе проверки. Так, министерство, исключив ветеринарное свидетельство в Законе “О ветеринарии” из числа документов, обязательных к получению, не внесло сопутствующие изменения в 22 нормативно-правовых акта, предусматривающих получение или предоставление данного документа. В итоге от крестьян продолжали требовать несуществующее свидетельство.
Проведенная в 2009 году проверка применения законодательства, регулирующего распределение субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на удешевление стоимости ГСМ, показала, что некоторые крестьяне незаконно получали бюджетные деньги. Аферу проделывали весьма успешно: акты о засевах полей, требуемых для компенсации якобы произведенных затрат, составлялись фиктивно. Как установили прокуроры, межведомственными комиссиями принято более 3,8 тысячи гектаров посевов, не имевших место.
Всего Генеральной прокуратурой в период 2009-2010-х годов выявлено более 6 тысяч нарушений законности, возбуждено 9 уголовных дел, 40 административных производств, к дисциплинарной ответственности привлечены 78 должностных лиц.
Однако сенаторов больше интересовало не прошлое, а будущее министерства, а в частности, дальнейшая судьба законопроекта “О личных подсобных хозяйствах”, который был внесен в парламент еще в 2005 году, но так и не был рассмотрен. Глава ведомства признался, что до сих пор не выработано единой позиции по данному вопросу. Позиция министерства прежняя - личные подсобные хозяйства, в стратегическом плане, не должны рассматриваться, как источник товарной продукции, и государство не должно поддерживать их развитие в нынешнем виде. “В Казахстане около 80 процентов животноводческой продукции производится в личных подсобных хозяйствах, а по некоторым товарным позициям - еще больше. Поэтому наша политика в этом вопросе должна быть направлена на превращение личных подсобных хозяйств в фермерские, или на объединение в кооперативы”, - отметил Асылжан Мамытбеков. Но для этого, по словам министра, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, уравнивающие налоговую нагрузку для крупных и мелких сельхозтоваропроизводителей. Сегодня налог для крупных хозяйств в растениеводстве, в расчете на гектар пашни, в сотни раз выше, чем для мелких. В результате такой налоговой политики большие хозяйства дробятся на маленькие.
Сейчас ведомство изучает опыт развитых стран в проведении кооперации сельчан и разрабатывает механизмы укрупнения. Но при этом чиновники обещают не забывать о тех, у кого всего одна-две коровы.
Астана |