|
Константин Маскаев
Генеральная прокуратура доложила общественности о находках, которые получены в ходе следствия по резонансному “Таразскому делу”, возбужденному после теракта, унесшего жизни семерых человек, в том числе пяти сотрудников правоохранительных органов. Доклад официального представителя Генпрокуратуры был сделан вчера в ходе брифинга в Астане
О том, что преступление практически раскрыто, еще в понедельник в ходе селекторного совещания в правительстве сказал министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов. “По этому делу практически все выяснено: где, откуда, кто, с кем, почему”, - сказал глава МВД. Он также обнадежил журналистов, что “Генеральная прокуратура завтра-послезавтра полностью всю информацию даст”. И не ошибся.
Собственно, имя преступника, который 12 ноября 2011 года совершил в Таразе серию нападений на сотрудников КНБ и МВД, в ходе которых также погибли гражданские лица, было названо во второй половине того же дня. Представитель Генпрокуратуры разъяснил тогда, что войну с силовиками развязал некий одиночка, уроженец Кокшетау, безработный гражданин Кариев, 1977 года рождения, который в завершении подорвал себя и задержавшего его офицера полиции. Незадолго до этого Кариев также использовал по стенам областного департамента КНБ гранатомет, но в ходе этой атаки никто не пострадал. Полицейские получили ранения и погибли при попытках обезвредить преступника.
Теперь следствию стало известно, что таразский террорист Максат Кариев, оказывается, входил в организованную преступную группировку, которая занималась разбоем и раньше. Задержаны шесть человек, в том числе их лидер. Преступная группа якобы сформировалась в начале текущего года и планировала совершать ограбления и разбойные нападения на магазины, банки, обменные пункты. Представитель Генпрокуратуры отмечает, что практически каждый из членов группы имел криминальное прошлое и был замешан в совершении корыстно-насильственных преступлений.
Говорится, что имеются доказательства убийства и ограбления преступниками пенсионера в 2004 году, кражи в 2010 году. Следствие также располагает данными о совершении членами группировки вымогательств в Алматы и Атырау, что сейчас проверяется.
Установлено, что лидер группы, прикрываясь религиозными идеями, называл себя “духовным наставником” и внушал членам преступного образования идеи совершения джихада и убийств сотрудников правоохранительных органов во имя создания исламского государства.
Подробности же по “Таразскому делу” таковы. Об организации печально известного инцидента преступники договорились 6 ноября, спланировав вооруженные нападения на сотрудников правоохранительных органов. “Духовный” лидер назначил преступление на 12 ноября, начертил схемы зданий областного ДКНБ и акимата, а исполнителем определил Максата Кариева.
Исполняя этот замысел, преступник при содействии других членов группы приобрел противотанковый гранатомет РПГ-26, гранату РГД-5, пистолет Макарова, два обреза охотничьего ружья и мелкокалиберной винтовки. Гранатомет куплен у жителя Жамбылской области, который, по имеющейся информации, нашел тот в степи. Оружие с боеприпасами террорист хранил у себя дома, затем перевез в квартиру, где проживали два его подельника.
Для передвижения по городу преступники договорились с водителем автомашины “Мазда”. Позднее он и подвез Кариева к оружейному магазину “Маке и К”.
Утром 12 ноября члены группы погрузили оружие и боеприпасы в автомашину. Кариев, переодевшись в целях маскировки в костюм связиста и попрощавшись со своими товарищами, приступил к преступным действиям. Экспертиза показала, что он находился в состоянии наркотического опьянения.
Теперь возбуждены и расследуются уголовные дела по фактам терроризма, убийства, разбоя и другим преступлениям.
То есть обществу об этом трагическом инциденте уже известно достаточно много. Остальное, будь то источники приобретения оружия или приверженность фигуранта к радикальным псевдоисламским идеям - только детали. И, заметим, эти детали никак не дают ответа на главный вопрос: почему этому психологически неустойчивому, не вполне благополучному человеку, за которым еще и наблюдали чекисты (!), удалось переиграть целую группу профессионалов из двух совершенно конкретных ведомств, которые, к слову, не первый раз за последнее время несут серьезные и несоизмеримые потери. Кто же прикрывает нас от преступности и от громко заявившего о себе экстремизма?
Сформировалась и никак не покидает убежденность, что в “органах” значительный процент неподготовленных людей. Либо людей, которые шли вовсе не на опасную и трудную службу, а на “хлебное место”, и прямыми обязанностями по предотвращению преступлений и противодействию преступности они изначально заниматься не готовы. А если так, то генералам, которые теперь бодро рапортуют об оперативных раскрытиях последнего времени, видимо, очень не хочется отвечать на неудобные вопросы о профпригодности личного состава. Поэтому у нас в последнее время очень полюбили брифинги, ведь, как известно, брифинг - это такая форма встречи, на которой не предусмотрено задавать вопросы, это доклад в узких рамках заявленной темы. |