|
Фарида Галиева
В нынешнем году в Казахстане рекордно высокий урожай пшеницы - около 25 миллионов тонн. Таких показателей в стране не было, как минимум, полстолетия. Даже в те годы, когда Казахстан являлся житницей всего СССР, о подобных объемах урожая местные хлеборобы и мечтать не могли.
“Будем с хлебом - не помрем” - издавна говорили на Руси крестьяне. Безусловно, наличие зерна в закромах гарантирует продовольственную безопасность страны, дает чувство уверенности в завтрашнем дне. Ведь случись неурожайный год - те самые стратегические запасы извлекаются из специальных хранилищ и запускаются в оборот. Поэтому государство на протяжении многих лет ежегодно пополняет свои ресурсы, создавая продовольственный резерв, основная часть которого - именно зерно.
Но есть пределы и по хранению, и по созданию запасов. Продуктовый резерв имеет определенный предел для хранения. Долго пролежавшая в запасниках пшеница в итоге потеряет часть своих качеств, что, естественно, отразится в на готовой продукции - хлебе, макаронах. Кроме того, нельзя пополнять копилку до бесконечности - есть количественные пределы по хранению. Именно поэтому рекордный объем нынешнего урожая заставил схватиться за голову и фермеров, и чиновников - качественное зерно (а в Казахстане другого не бывает!) нужно куда-то сбывать.
Традиционными странами-импортерами казахстанского зерна (продовольственная пшеница и ячмень) являются страны Средней Азии (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан), Иран, Азербайджан, а также государства Ближнего Востока. Однако закупают они лишь около 6 миллионов тонн. Еще 8 миллионов тонн потребляется внутри страны. Остаются огромные излишки зерна (около семи миллионов тонн в нынешнем году), которые давят на рынок, вынуждая сбрасывать цены.
Кто-то может сказать, что низкая стоимость пшеницы - это хорошо, мол, хлеб будет дешевле. Увы, это не так. Стоимость муки в хлебе составляет примерно 25-30 процентов, все остальное - это электроэнергия, транспортные затраты хлебопека и продавца, заработная плата и прочее. Влияние стоимости зерна в цене на хлеб ничтожно мало по сравнению, к примеру, с зависимостью цен на все продукты от стоимости ГСМ. Потому-то хлеб в цене если и будет расти, то вне зависимости от высоты урожая, а в рамках общей инфляции в стране.
Но если для рядовых потребителей цена на зерно не критична с точки зрения итогового товара - хлеба, то для сельхозпроизводителей любое ценовое колебание - это повод для тревоги. Ну а если цена падает - и вовсе трагедия, ведь фермеры полностью зависят от цен на свою продукцию - пшеницу. Поэтому государство через своего оператора - акционерное общество “Продовольственная контрактная корпорация” - ежегодно приобретает у сельчан зерно. Объемы закупок колеблются в зависимости от урожая. Так, в 2011 году общий объем закупа зерна составит 8 миллионов тонн.
Причем стоит заметить, что решение о приобретении 5 миллионов тонн по цене 25 тысяч тенге было принято еще в ходе уборочной кампании, когда виды на урожай колебались в пределах 20 миллионов тонн. (При том, что в то время стоимость зерна на мировых рынках была значительно ниже.) Позднее, когда стало ясно, что пшеницы будет гораздо больше, было решено закупить дополнительно еще 3 миллиона тонн - по цене 16500 за тонну. Такая цена сложилось из расчета себестоимости пшеницы урожая 2011 года, которая составляет около 16 тысяч тенге.
Государственный закуп пшеницы производится, в первую очередь, у мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, у которых нет доступа к международным рынкам. Причем для сельчан продавать зерно Продкорпорации - не обязанность, а самостоятельный выбор. Если они не хотят работать с государством, могут самостоятельно выйти на мировые рынки или продать зерно многочисленных трейдерам, работающим в Казахстане, и таким образом экспортировать зерно в другие страны. Но большинство фермеров выбирают работу с государством - хотя бы потому, что с незначительными объемами (даже в пределах 200-300 тысяч тонн) на мировом рынке попросту делать нечего.
К тому же мелкие трейдеры, присутствующие в нашей стране, в отличие от Продкорпорации предлагают крестьянам менее выгодные контракты. Порой предлагаемая ими стоимость покупки одной тонны пшеницы едва-едва может покрыть ее себестоимость.
При этом не стоит забывать еще и об обязательной составляющей экспортных затрат - транспортировке. Как правило, стоимость транспортировки в цене зерна в портах (например, черноморских) составляет около 40 процентов. Именно поэтому трейдеры, дабы получить прибыль, пытаются скупить казахстанское зерно у производителей по максимально низким ценам.
Так, цены на мировых рынках в ближайшие два-три месяца будут в пределах 180-200 евро за тонну в Евросоюзе и 240-250 долларов на условиях FOB Черного и Балтийского морей (что выше, чем сегодня предлагает Продкорпорация). При этом на отечественном рынке зерно закупается по цене 110-180 долларов за тонну. Однако, если добавить транспортную составляющую, то казахстанское зерно, доставленное в черноморский порт, уже будет стоить выше, чем предлагает мировой рынок, поскольку стоимость транспортировки доходит до 100 долларов на тонну. Если предположить, что закупом будут заниматься частные трейдеры, то стоимость закупа в Казахстане не будет превышать 80-100 долларов за тонну.
Понимая это, фермеры охотно идут на сотрудничество с государством. К настоящему времени Продкорпорация уже закупила более 3,5 миллиона тонн зерна. Сельчане, в свою очередь, уже смогли рассчитаться по кредитам и начинают подготовку к весенне-полевым работам следующего года - ведь деньги за приобретенное Продкорпорацией зерно они получают практически сразу. (Схема закупки такова: фермер подает заявку, специальная комиссия, в которую входят не только чиновники, но и представители общественности, в течение трех дней рассматривает ее, и после утверждения, уже на пятый день со дня подачи заявки, фермер получает деньги.) Поэтому Продкорпорация, выступая в качестве государственного зернового оператора, еще выполняет и функцию гаранта для сельхозпроизводителей - предохраняя их от убытков, в связи с вынужденной продажей зерна ниже себестоимости.
Взаимовыгодное зерновое сотрудничество государства и сельских товаропроизводителей гарантирует стабильные поставки казахстанского зерна на мировые рынки. Правда, традиционной проблемой осени - начала зимы для казахстанского зерна является острая нехватка вагонов-зерновозов. Глава Продкорпорации Бейбитхан Кабдрахманов этой осенью не раз признавался, что его компания “готова экспортировать до миллиона тонн в месяц, но стоит острый вопрос нехватки вагонов”.
В настоящее время казахстанский инвентарный парк зерновозов составляет 5,2 тысячи вагонов. Однако потребность нынешней осени - 10,5 тысячи. Для решения проблемы правительством совместно с национальным железнодорожным перевозчиком “Казахстан темир жолы” принимаются экстренные меры. В частности, заключены договоры на привлечение зерновозов из России и стран СНГ. Также решено, что в случае нехватки зерновозов будет рассмотрена возможность использования для перевозки зерна крытых вагонов и полувагонов (предварительно обеспечив их герметизацию для сохранности).
Несмотря на эти сложности, в последние годы АО “Продкорпорация” фактически стало главным “зерновым лицом” страны. Благодаря работе компании Казахстан сохраняет свои позиции на мировых рынках - за счет стабильных экспортных поставок зерна, и доверие к стране, как к надежному партнеру, не ослабевает. |