ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Правильный и неправильный ислам События

Ботагоз Сейдахметова
Вчера в Алматы прошла международная конференция на тему “Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии”, в которой приняли участие ученые и аналитики из стран нашего региона, а также Германии. Организаторами мероприятия выступили деловой журнал Exclusive и Фонд Эберта в Алматы. А в связи с последними трагическими событиями в казахстанском городе Тараз конференц-зал с трудом вместил всех желающих.

Первая десятка
для национальной
безопасности

Казахстанский политолог и востоковед Нурлан Альниязов напомнил, что еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Он выделил три главные: первая - рост различных мусульманских групп и течений в республике и их попытка адаптироваться на местной почве.
Вторая тенденция - действия государства в регулировании религиозной сферы и появление неофициальных структур в мусульманской общине. “При этом государственная политика в религиозной сфере не всегда адекватно реагирует на новые тенденции, больше применяя репрессивные методы борьбы, имея несовершенство правовой базы, что в некоторых случаях негативно сказывается на взаимоотношениях между государством и религией”, - уверен политолог.
Третья тенденция - отсутствие мусульманских общественных институтов, бездействие и слабость официальной структуры Духовного управления, которая не способна эффективно регулировать жизнь всей мусульманской общины.
При этом политолог уверен, что в религиозной сфере в нашей стране, в частности мусульманской, больше всего преобладает светское влияние. “Даже ДУМКаз не выполняет функции религиозного института. Причиной тому является чрезмерное желание государства контролировать религию с целью обеспечить межконфессиональное согласие общества и не допустить радикализации мусульманского населения, - говорит Альниязов. - В странах мусульманского мира существуют религиозные институты, которые, являясь естественно сложившимися и действующими образованиями, способствуют мирному взаимодействию мусульманской общины со светскими институтами государств. В Казахстане, как и в остальных странах Центральной Азии, существуют подобные образования, но они не несут должной нагрузки. Религию нельзя контролировать чрезмерно. Мы понимаем желание власти держать под контролем такую влиятельную сферу. Но подобный контроль приводит к самоорганизации общины, как оппозиционной к власти, или хаосу, который ведет к развитию радикальных тенденций”.
По словам главного редактора журнала Exclusive Карлыгаш Еженовой, издание провело диагностику настроений в обществе после недавних событий.
Опрос показал, что для большинства респондентов свобода совести ассоциируется с индивидуальным выбором. При этом подавляющее большинство респондентов - 60 процентов - относятся к религии как к элементу традиционной культуры, нежели как к культу.
Значительная часть населения не готова бороться за свои религиозные убеждения. Но число лиц, “готовых взять оружие в руки для защиты своей религии”, существенно выросло. Наиболее проблемные с этой точки зрения города - Актобе, где доля таковых составляет почти 40 процентов, и Актау - 21 процент.

Радикальный
политический
ислам

Алма Султангалиева, эксперт фонда “Алтынбек Сарсенбайулы” напомнила, что двадцать лет назад внешние наблюдатели как на Западе, так и на Востоке связывали судьбу постсоветской Центральной Азии с радикальным политическим исламом. Мол, этот регион с внушительным демографическим мусульманским населением в 45,5 миллиона человек может стать еще одним очагом исламизма. По словам эксперта, прогнозы не сбылись и новые независимые государства стали продолжать советские секулярные традиции.
В разных государствах региона политика в отношении религии развивалась по-своему в силу исторических особенностей экономического и социального уклада. Так, Таджикистан стал первой и единственной страной в регионе с исламской партией в структуре власти, а изучение ислама вошло в программу государственной школы. В Узбекистане зародились первые исламские радикальные движения, такие как Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) и Акромийя, со своими лидерами, идеологией и программой действий.
Но есть и общее для всех стран нашего региона. По мнению Алмы Султангалиевой, оно состоит в стремлении правительств контролировать религиозную жизнь граждан через законодательные акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений. При этом закрепленный в них принцип отделения государства и религии не соблюдается самим государством. “Рекрутирование исламского духовенства, деление ислама на “хороший” традиционный и “плохой” нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное назначение “умеренного” ислама, например, ханафизма (Таджикистан, Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама”, - уверена эксперт.
Кроме того, она считает, что все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. Расширяется спектр религиозных течений внутри ислама - от сельских консервативных “джамаатов” салафитов до городских кружков суфистов, появились исламские форумы и блоги в Интернете. Развивается более традиционная, так называемая внутренняя религиозность. Появляется феномен “новых мусульман”, для которых исламская вера не связана с национальной культурой. “Называя себя последователями “чистого” ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства “традиционных” мусульман, демонстрируя свою исламскость в поведении и одежде, - рассказывает эксперт. - Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например, суфизма”. Она уверена, что общим для стран Центральной Азии стало не столько межрелигиозное, сколько внутрирелигиозное, в том числе внутриисламское соперничество. Поэтому неудивительно, что за последние 20 лет мусульмане в странах региона не пришли к согласию о роли ислама в обществе. Новым трендом стало углубление деления на верующих и неверующих. Религия становится той сферой, куда смещается социальная активность населения. По ее мнению, с ухудшением качества жизни социальный протест может получить религиозное обоснование как борьбы за справедливость. “Хотя и в этом случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение