Алла Иванилова
Казахстанские судьи намерены встать на защиту интересов граждан на досудебных стадиях судебного процесса. Служители Фемиды заинтересованы, чтобы доказательства, которые получают следователи, были легитимными, а признания правдивыми
С 2008 года в Казахстане санкцию на арест помимо органов прокураты могут выдавать и суды. Таким образом была восстановлена конституционная справедливость, так как в Основном законе страны это право было закреплено за служителями Фемиды, однако не работало. Впрочем, международные правозащитники не раз высказывали мнение, что в санкционировании арестов казахстанскими судами сохраняется сильное влияние прокуратуры на следствие и судебное разбирательство.
Дабы доказать всему миру, что казахстанские суды на самом деле стоят на страже прав и свобод, в республике планируется внедрить институт следственного судьи. Это новшество предусмотрено в законопроекте нового Уголовно-процессуального кодекса. В частности, такой судья будет решать вопросы санкционирования ареста в качестве меры пресечения, его продления, принудительного помещения не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы. Предполагается следственному судье передать право объявления международного розыска, эксгумации трупа, помещения несовершеннолетнего обвиняемого в специальное детское учреждение и ряд других действий, проводимых органами расследования.
|
Фемида на страже интересов |
По словам судьи Верховного суда в отставке, консультанта ВС Раисы Юрченко, “суды не хотят, чтобы в деле были использованы доказательства, полученные незаконным способом”. На “несправедливое следствие” жалуются и многие задержанные. По их словам, в ходе предварительного следствия сотрудники правоохранительных органов нарушают их право на защиту, не предоставляют адвоката, принуждают признать себя виновным, не позволяя представить документы в свою защиту и т.д. Но зачастую судьям трудно разобраться - правду говорит подозреваемый или таким образом пытается уйти от ответственности. Чтобы не возникало сомнений, представители правосудия намерены лично проверить “чистоту” показаний. Статья 109 Уголовно-процессуального кодекса содержит небольшой перечень действий, которые могут быть обжалованы в судебном порядке до направления дела в суд. Служители Фемиды считают необходимым пересмотреть этот список и убрать все ограничения. Таким образом, казахстанцы смогут обжаловать в суде любые действия и решения, которые принимаются на стадии предварительного следствия. Но прежде нужно укрепить прокурорский надзор, чтобы все собранные материалы дела были законны, и их не ставили под сомнение.
“В мире никто не придумал лучшего способа защиты прав и свобод людей, нежели судебная защита”, - считает Раиса Юрченко. Того же мнения придерживаются и международные правозащитники. Выступая вчера на круглом столе в Верховном суде на эту тему, и.о. главы Центра ОБСЕ в Астане Жаннет Клетцер отметила: “Обеспечение прав человека на досудебных стадиях производства в совокупности с реформой роли суда и органов следствия является одной из важнейших задач в сфере уголовной юстиции. ОБСЕ приветствует стремление Казахстана усилить правовые гарантии лиц, вовлекаемых в орбиту уголовного процесса, и выражает надежду, что данные шаги будут способствовать дальнейшему выполнению Казахстаном взятых на себя международных обязательств”.
Астана |