|
Юлиана Жихорь
“Таяние” вкладов
Отечественная пенсионная система не раз вызывала нарекания: кажется, что в стране в сохранности собственных пенсионных накоплений сомневаются все, кроме представителей правительства. Сегодня инфляция опережает рост инвестиционной доходности пенсионных фондов. А это означает, что в случае, если ситуация не изменится к лучшему в самое ближайшее время, через десяток лет Казахстану грозит “нашествие” в буквальном смысле слова обездоленных пенсионеров
Сегодня накопительная пенсионная система действует в целом ряде стран. Где-то она совмещается с солидарной (как в России), где-то распространяется лишь на определенные слои населения. В Казахстане работающие с 1998 года обязаны полностью самостоятельно обеспечивать свою старость.
Когда эта система только вводилась, государство обещало, что на 1 вложенный тенге пенсионные фонды (к моменту выхода человека на пенсию) начислят чуть ли не миллионный инвестиционный доход. Однако система ограничения возможностей инвестирования для самих пенсионных фондов сделала это обещание практически невозможным. Нет, деньги ПФ не лежат мертвым грузом. Однако и использовать их для кредитования потенциально выгодных проектов невозможно: они могут покупать государственные ценные бумаги да выпускать инфраструктурные облигации исключительно под гарантии государства. Последнее же гарантирует возврат вложенных средств. Но отнюдь не “проценты по вкладам”.
С одной стороны, такая осторожность понятна - надо сберечь пенсионные деньги граждан. С другой - она, по сути, ставит крест на “достойной старости”, потому как ежегодно накапливаемая инфляция грозит “съесть” все накопления.
Вчера депутат мажилиса Аманжан Жамалов направил запрос премьер-министру, где изложил свое крайне негативное видение ситуации вокруг накопительных пенсионных фондов.
“Средняя доходность накопительных пенсионных фондов за 5 лет с сентября 2006 по сентябрь 2011 года составляет 32,25 процента, тогда как накопленный уровень инфляции за 5-летний период превышает 61,59 процента. Это означает, что средняя доходность НПФ в данном периоде составляет 6,53 процента годовых, тогда как инфляция составляет 12,3 процента годовых”, - сообщил Жамалов. То есть для среднего вкладчика, начавшего отчислять пенсионные взносы в 2006 году, общая сумма пенсионных накоплений в реальном выражении стала на треть ниже суммы перечисленных взносов. “То есть фактически из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово накопительная”, - заявил он.
Он также считает, что причина низкой доходности НПФ - не только в плохом менеджменте фондов, “есть и доля вины государственного подхода к пенсионной системе”.
В первую очередь - инфляция. По мнению мажилисмена, с вступлением Казахстана в ЕЭП (то есть с будущего года) правительству будет намного сложнее удерживать уровень инфляции в заявленном на 2012-2014 годы коридоре 6-8 процентов: “Особенно учитывая галопирующую инфляцию, которую мы наблюдаем сегодня в Беларуси, и достаточно сложную, можно сказать перегретую ситуацию в экономике России, где уровень инфляции удерживается больше политической волей руководства, чем экономической реальностью”.
По словам Жамалова, эта инфляция крайне негативно скажется на населении, в том числе и на “систематическом уменьшении пенсионных накоплений вкладчиков, потребительской способности населения и в первую очередь пенсионеров, получающих пенсию”.
Вторая причина - институциональная: “Чрезмерная концентрация инвестиций НПФ на узком локальном рынке, причиной которой является действующее законодательство, привела к снижению доходности отечественных финансовых инструментов, в том числе государственных ценных бумаг РК”. По данным депутата, сегодня более 77 процентов пенсионных активов инвестируются в Казахстане (из них более 40 процентов - ГЦБ), тогда как на внешние рынки приходится лишь чуть более 16 процентов их средств (из них чуть больше 5 - государственные ценные бумаги других стран и международных организаций). “К такому, прямо скажем, малодоходному распределению наших вкладов пенсионными фондами привело существующее государственное регулирование. Одним из требований регулятора является минимальная доля государственных ценных бумаг РК до 50 процентов, которое существует на протяжении всего действия накопительной пенсионной системы в Казахстане, за исключением 2007-2008 годов”, - констатирует Жамалов.
|
Их нужно внести в книгу рекордов Гиннесса, наших пенсионеров, выживающих на мизерную пенсию |
А государственные ценные бумаги - совсем не выгодное вложение. Степень их доходности даже близко не приближается к цифрам инфляции. (Правда, не все 23 процента выпускаемых Минфином бумаг более чем доходны, но спрос на них в 15 раз превышает предложение: “Фактически за эти бумаги идет настоящая драка, в которой, кстати, участвуют и БВУ. И если учесть объемы, с которыми банки выходят на аукционы, то у ПФ нет никаких шансов получить эти бумаги”.) Сегодня доходность государственных ценных бумаг от 1,75 до 5,5 процента при уровне инфляции минимум в 6-9 процентов. “Возникает вопрос, почему доходность по государственным ценным бумагам РК ниже уровня инфляции? - поинтересовался Аманжан Жамалов. - И вообще, учитывая уровень дефицита бюджета, который мы закладываем, создается впечатление, что Минфину не нужны деньги”.
Но при таком раскладе без денег остаются и пенсионные фонды с их вкладчиками. Государство, согласно законодательству, компенсирует будущим пенсионерам потери их накоплений на уровень инфляции, однако это будут по сути “лишние” затраты, избежать которых можно, изменив ситуацию уже сейчас.
Бороться за расширение инвестиционных возможностей пенсионных фондов Жамалов не стал. Вместо этого он предложил правительству обеспечить НПФ возможностью покупать государственные же ценные бумаги с нормальной доходностью. Например, увеличить выпуск ГЦБ, привязанных к инфляции, и предусмотреть выпуск государственных ценных бумаг с доходностью выше уровня инфляции.
Впрочем, предложения разрешить пенсионным фондам доступ к этим бумагам вне очереди так и не прозвучало. А это значит, что даже увеличение объемов выпускаемых “выгодных ГЦБ” не нивелирует риск бездоходности пенсионных накоплений граждан.
Астана |