Юлиана Жихорь
Жучки за “внучками”
Народные избранники не раз с подозрением пытались заглянуть в утробу одного из самых прожорливых потребителей бюджетных средств - квазигосударственного сектора. А заодно и выяснить, куда же деваются деньги, заработанные государственными АО, ТОО и РГП. Поскольку депутатов туда не пускали и не пускают, они предложили заменить схему финансирования государственных активов
На начало года в стране было 138 АО и ТОО с госпакетом акций. У каждого из них по пятку дочек-внучек, юридически не являющихся государственными предприятиями, но фактически финансируемыми из бюджета. Только в состав АО “ФНБ “Самрук-Казына” входит более 500 организаций, в отношении которых оно выступает управляющей компанией.
“Практика создания множества дочерних и иных подразделений повлекла за собой многоступенчатость, дублирование функций и полномочий, бюрократизм, увеличение издержек, непрозрачность при направлении и использовании государственных активов, - заявил в своем депутатском запросе на имя премьера мажилисмен
Иван Чиркалин. - Отсутствие отдачи от вложенных государственных ресурсов налицо. Не достигаются цели, ради которых создавались эти АО с участием государства. Дивиденды оседают у них в карманах”.
В доказательство своих слов депутат привел цифры: в бюджет страны в 2010 году поступило 13,2 миллиарда тенге дивидендов, что меньше поступлений 2009 года на 1 миллиард. Из всей суммы более половины - от “Самрук-Казына”. В целом за три года (2008-2010) в бюджет поступило 41,9 миллиарда тенге дивидендов, что, по данным Чиркалина, составляет “3,2 процента от общего объема выделенных средств. 43 АО по итогам 2010 года являются нерентабельными, убыточными на общую сумму 39,5 миллиарда тенге”. В общем, делает вывод мажилисмен, “государство отстранилось от контроля управления активами, переданными в квазисектор”: “В лучшем случае, мы можем оценить, увеличен или нет уставный капитал, а какова судьба денежного потока, направленного на реализацию социально значимых проектов, дошли ли деньги до конечного получателя или осели на депозитных счетах банков второго уровня, мы не видим”.
Не видит депутат толку и от комитета мониторинга, контроля и анализа, созданного при “Самрук-Казына”: “Где результат их работы? Почему нет гласности?”. Мажилисмен предлагает “принять кардинальные меры по повышению эффективности управления государственными активами и исключить предпосылки размежевания государственной собственности”: “Нужно наделить органы государственного финансового контроля полномочиями проверять все потоки средств субъектов квазигосударственного сектора - до внучек и правнучек, живущих за счет государства”.
Кстати, отменять их жизнь за госсчет депутат не призывает. Вместо этого Иван Чиркалин предложил финансировать квазигосударственный сектор на кредитной основе: “Пусть будет льготное (финансирование. - “НП”), по минимальным ставкам, но возвратное и целевое, которое позволит более ответственно и разумно использовать денежные потоки субъектами квазигосударственного сектора”.
“Сегодня квазигосударственный сектор должен стать локомотивом всей экономики страны, - призывал депутат. - Который наделен значительными полномочиями и средствами для посткризисного развития и реализации приоритетных национальных проектов, а не позиционировать себя в качестве неутолимо голодного монстра”.
Астана |