Ботагоз Омар
Электронные счета-фактуры позволят казахстанским бизнесменам экономить в год не менее пяти миллиардов тенге. Так считают представители фискального органа, которые намерены с 2012 года поэтапно внедрять эту систему
В пилотном режиме электронные счета-фактуры со второй половины следующего года будут внедрены в национальных компаниях страны, а с первого января 2013 года их распространят среди всех остальных налогоплательщиков. Об этом недавно в ходе круглого стола сообщил заместитель председателя Налогового комитета министерства финансов Аргын Кипшаков.
Правда, для того, чтобы расширить возможности электронного документооборота в этом направлении, потребуется внести изменения в Налоговый кодекс. А прежде профильному министерству нужно будет утвердить формат электронного счета-фактуры, процедуры обмена и обеспечить налогоплательщика электронными цифровыми подписями.
Пока же счета-фактуры передаются только на бумажных носителях. Все это влечет огромные расходы, ведь нужно оплачивать затраты оператора, покупать бумагу, принтер, упаковку, почтовые марки, включать услуги курьера. Здесь возникают и проблемы с архивацией документов, которые, кстати, нередко теряются.
По словам замглавы Налогового комитета, ежегодно в Казахстане выписывается 56 миллионов счетов-фактур. “Получается, 120 тысяч упаковок бумаги уходит ежегодно. Плюс транспортные расходы - курьер должен доставить. Если покупатель в другом городе, расходы на конверт, марки, на почту. Есть проблемы с архивами - эти счета-фактуры и покупатель, и продавец должны хранить где-то. Минимальная стоимость затрат на выписку одного счета-фактуры составляет около 100 тенге, стоимость же электронного счета-фактуры можно соизмерять со стоимостью бумажного как один к десяти. Следовательно, в случае перехода на электронные счета-фактуры в Казахстане минимальная экономия для бизнеса ежегодно составит, как минимум, пять миллиардов тенге”, - сделал вывод Кипшаков.
Эти цифры так понравились налоговому органу, что они решили не останавливаться и продолжить электронное применение других первичных документов - накладных, актов выполненных работ, договоров, актов сверок и заявок на приобретение товаров. “Их тоже огромная масса, это будет значительная экономия для бизнеса”, - подчеркнул замглавы комитета.
По мнению министра финансов Болата Жамишева, внедрение такой формы отчетности “не только делает прозрачной систему взаимоотношений, но также и создает возможности для внедрения различных инструментов системы управления рисками”. Этот метод, кстати, позволит бороться с теневой экономикой. Он благоприятен для добросовестных налогоплательщиков и создает проблемы для недобросовестных.
В Евросоюзе электронные счета-фактуры в ходу с 2006 года. Они используются в сделках как внутри одного государства, так и между государствами - членами Евросоюза. По оценкам Европейской ассоциации финансовых директоров, экономическая отдача от внедрения данного шага для Евросоюза составляет примерно 250 миллиардов евро в год. Неплохая информация к размышлению в контексте нашего партнерства с Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза.
Но есть и другая сторона медали. Главный финансист страны в ходе круглого стола рассказал, к какому выводу пришли эксперты Всемирного банка после изучения вопроса по переходу Казахстана к электронным счетам-фактурам. “По их расчетам (Всемирного банка. -
“НП”), будет значительное изъятие оборотных средств у предприятий, это существенный минус для любой системы. Плюс это переход на кассовый метод по НДС, поскольку в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности бухгалтерскую отчетность нужно вести по методу начисления”, - сообщил министр.
“Это означает, что предприятия вынуждены будут вести двойную отчетность: в налоговых целях - по кассовому методу, и для цели учета - по методу начисления НДС. Это тоже минус, который можно отнести к информатизации НДС-счетов и открытию специальных НДС-счетов в казначействе”, - подытожил он.
Астана |