|
Юлиана Жихорь
Программы по обеспечению населения страны питьевой водой всегда были болезненными: слишком много денег, слишком мало толка, слишком много нарушений и слишком мало ответственных лиц. Депутаты сената на минувшей неделе попытались разобраться, кто и за что несет ответственность в процессе расходования на воду бюджетных средств
Встреча сенаторов с руководством Комитета по водным ресурсам Минсельхоза с первых же минут стала похожа на противостояние противников. За 8 лет реализации программы “Питьевая вода” (ее логичным продолжением является программа “Ак булак”) было потрачено больше 300 миллиардов, но обещанного тотального доступа населения к питьевой воде так и не было достигнуто. Из 7002 сельских населенных пунктов (СНП), в которых в начале тысячелетия не было воды, водопроводы появились лишь в 3417, то есть меньше, чем в половине. Оставшиеся 3592 СНП остались в наследство “Ак булаку”.
Зато кто-то очень неплохо поправил собственное благосостояние. Согласно данным Минсельхоза, за 8 лет мимо цели ушло минимум - больше 4 миллиардов тенге.
Например, ошибки и нарушения, допущенные при разработке проектно-сметной документации при строительстве Бельагашского водопровода, обошлись бюджету в 1373 миллиона тенге: водопровод, построенный в 2009 году, так и не введен в эксплуатацию. По словам председателя Комитета по водным ресурсам Анарбека Ормана, причина задержки - плохая работа местного акимата по созданию эксплуатирующей организации (она до сих пор не создана). Более того, объект даже не принят в коммунальную собственность. Бесхозным остаются и водопроводы в Жамбылской области, стоившие государству 207 миллионов тенге.
Еще больше нарушений в Карагандинской области. Например, при проектировании систем водоснабжения из Нижне-Токырауского и Жайрем-Каражалского месторождений решили использовать запасы 30 существующих скважин. Однако уже в процессе реализации проектов выяснилось, что эти скважины “находятся не в рабочем состоянии”. То есть водопроводы есть, а воды для них - не предвидится. В итоге 1847,5 миллиона тенге были потрачены зря.
Есть еще один интересный пример: в ЮКО районный акимат изменил месторасположение источника водозабора прямо в процессе строительства водопровода. По окончании строительства выяснилось, что вода из нового источника не пригодна для питья (решение акимата “вылилось” в 363,6 миллиона тенге).
Кстати, согласно программе “Ак булак”, многие водопроводы страны предлагается передать в частные руки (на основе механизмов государственно-частного партнерства, возможно - договора концессии). И сотрудники Минсельхоза на встрече с сенаторами активно лоббировали эту идею, заявляя, что только частный бизнес сможет навести порядок в этой сфере. Правда, пока в стране есть только один подобный пример - в ЮКО. Частным компаниям, занимающимся управлением системы водоснабжения области, ставится в достижение, например, 100-процентный охват населения приборами учета и подводкой водопроводов в дома.
Но депутатов интересовало, почему в других регионах, где управляют водой разного рода РГП, в тариф заложены инвестиционные расходы, а ситуация не меняется. И почему из года в год эти тарифы неуклонно растут. Например, по данным Агентства по защите конкуренции, за 2008-2010 годы тариф “Кокшетау су арнасы” поднялся на 200 процентов, “Жетысу водоканал” - на 139 процентов, “Костанай су” - на 174. По словам представителя АЗК, “этих денег не хватает водоканалам для того, чтобы обеспечить их полную инвестпотребность”. В первую очередь, потому, что за прошедшие годы не была проведена переоценка основных средств. “Не шли на переоценку, потому что сразу же повышался налог на имущество. За счет амортизации и прибыли они могли получить деньги в конце года в лучшем случае, а за счет налогов они снимались”, - пояснили в АЗК.
Депутатов подобное объяснение не устроило, и они устроили правительственным чиновникам взбучку. Сенаторы долго спрашивали у представителей Комитета по водным ресурсам, “соизмерялись ли выделяемые средства с тем, что возводилось”, и кто должен отвечать за подобные нарушения. “Передают из одного ведомства в другое, видимо, для того, чтобы никто ни за что не отвечал”, - прокомментировал решение правительства разделить ответственность за реализацию “Ак булак” между Комитетом по водным ресурсам и Агентством по делам строительства и ЖКХ.
Но критикуя, сенаторы тем не менее отмечали, что за 9 последних лет в деле обеспечения населения водой сделано очень много. И очень надеялись, что, учтя все прошлые ошибки и депутатскую критику, правительство приложит все усилия, дабы до 2020 года живительная вода пришла в дом каждого казахстанца.
Астана |