|
Андрей Губенко
Вчера национальная нефтедобывающая компания АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” начала роуд-шоу, цепь различных публичных мероприятий, цель которых - укрепить потенциальных иностранных (да и отечественных) инвесторов в мысли, что казахстанские недра - по-прежнему надежнейший объект для вложения капитала. И мировой кризис, будь то уже пробушевавший или вновь собирающийся, тому не помеха
ительства по диверсификации казахстанской экономики (Программа индустриально-инновационного развития и проч.), нефть и газ остаются основным богатством нашей страны. Ее бюджетообразующей отраслью экономики. А в условиях перманентного мирового кризиса - еще и тем локомотивом (а лучше сказать - трактором), который должен и может не дать Казахстану в этом кризисе увязнуть.
Но чтобы осуществить это, надо наращивать добычу - не почивать на углеводородных лаврах, а разведывать новые месторождения, внедрять новые технологии и улучшать производительность труда. Вот познакомить с тем, как это планирует в ближайшие 3 года делать национальный нефтедобытчик, и призвано упомянутое роуд-шоу. Познакомить как инвесторов, так и миноритарных акционеров компании. Да и вообще всю казахстанскую общественность: ведь основной акционер компании - государство; соответственно прибыль ее, по большей части, идет в республиканский бюджет и Национальный фонд, а это прямой интерес каждого казахстанца.
Помимо всего прочего, нынешняя кампания посвящена юбилею IPO компании. Напомним: 5 лет назад АО “РД “КМГ” разместило акции на Лондонской фондовой бирже. Как сообщил на брифинге, состоявшемся в рамках роуд-шоу в алматинском отеле Rixos, генеральный директор АО “РД “КМГ” Аскар Балжанов, активы компании (а основу их составляли и составляют нефтедобывающие предприятия “Озенмунайгаз” и “Эмбамунайгаз” с ежегодной добычей 9 миллионов тонн) позволили тогда выручить 2 миллиарда долларов за проданные акции.
Впрочем, помимо чисто экономического смысла то IPO имело и гораздо более далеко идущие последствия. Это был гигантский шаг к либерализации казахстанской экономики. Если угодно - к построению постиндустриального общества, когда каждый гражданин страны получил возможность не только по Конституции, но и на деле стать хозяином (посредством пенсионных фондов) народного богатства - лучших предприятий отечественной экономики.
Если вернуться к РД, то и в чисто финансовом плане время показало правильность того хода. Те деньги 5 лет назад помогли компании развиться, и сегодня она, помимо того, что является владельцем двух крупнейших своих предприятий - упомянутых ОМГ и ЭМГ, владеет долями еще в трех проектах. А в итоге - на 9 геологических блоках добывает 13 миллионов тонн нефти в год. Объем запасов с учетом долей в совместных и зависимых предприятиях - 293 миллиона тонн. В общем, теперь АО “РД “КМГ” - одно из самых успешных предприятий страны, флагман ее экономики и главный поставщик денег в общенациональную копилку - будь то бюджет или Нацфонд.
Но дело в том, что даже эти внушительные цифры не гарантируют сегодня безболезненного переживания грядущего кризиса (о неизбежности которого сейчас столько говорится, и, кстати, это дает надежду на то, что “пронесет”: кризисы на самом деле обычно приходят внезапно, без зарниц в виде прогнозов...) Нужно, повторимся, нефтяникам увеличивать добычу, то есть стране - больше зарабатывать.
Для чего, во-первых, совершенно необходимо разведывать новые месторождения. Сейчас в распоряжении национального нефтедобытчика имеется около 290 миллионов тонн извлекаемых запасов. Этого хватит примерно на 20-25 лет эксплуатации, что Казахстан, разумеется, совершенно не устраивает. В связи с чем усиленная геологоразведка сейчас ведется в районе Узеня, где подготавливается разведочное бурение на нескольких новых объектах. Впрочем, кроме Прикаспийской низменности поиск идет также и в других нефтяных провинциях страны. В их числе, в частности, Южный Тургай, Сырдарья, Арал. И даже Северный Казахстан, который в данный момент совершенно не осваивается, хотя весьма перспективен, особенно учитывая, что там же находится и один из трех нефтеперерабатывающих заводов республики - Павлодарский НХЗ, работающий сейчас, кстати, на импортном, российском сырье, что, разумеется, создает определенные сложности.
Другой момент - требуется увеличивать производительность труда, пытаясь приблизить ее к мировым стандартам. С чем в стране, кстати, сейчас большие проблемы. Возможно, не в последнюю очередь с этим связано и то, что отечественная зарплата также еще пока не дотягивает до пресловутых мировых стандартов... Неосознавание прямой зависимости между этими двумя категориями приводит порой к трудовым конфликтам и недовольству трудящихся. Нарушения же трудовой дисциплины, в свою очередь, приводят к еще меньшей производительности труда. Замкнутый круг получается.
О том, кстати, что вопросы производительности труда и трудовой дисциплины для руководства АО “РД “КМГ” тесно переплетены друг с другом, говорит и принципиальная позиция компании, которую она заняла в известном конфликте на “Озенмунайгазе” этим летом. Напомним: издавна славящиеся своим норовистым характером жители Жанаозеня (и соответственно работники ОМГ) прежде благополучно избегали санкций за регулярные забастовки (а юридически - прогулы), но после того, как за время последнего конфликта убытки компании, а фактически - и Казахстана, составили 1 миллион 150 тысяч тонн недобытой нефти, АО “РД “КМГ” решило больше не идти на поводу нарушителей трудовой дисциплины и уволило 990 рабочих. Законность этих действий, кстати, подтвердили все возможные государственные инстанции - от судов до прокуратуры. Впрочем, это отдельная тема.
Наконец, еще один немаловажный фактор для роста нефтедобычи и увеличения извлекаемых запасов - внедрение новых технологий. Все это вместе, то есть если к геологоразведке и улучшению производительности труда добавить более полную разработку уже существующих месторождений, - так вот, если все эти факторы сложатся, это позволит компании увеличить в перспективе совокупные извлекаемые запасы с нынешних 290 до 400 миллионов тонн.
К слову, на осуществление этих целей компания готова потратить имеющиеся у нее сейчас свободные средства в размере около 5,5 миллиарда долларов. Два миллиарда - на развитие основных добывающих активов. Миллиард - на разведку. И еще до двух с половиной миллиардов долларов - на приобретение новых активов. Опережая соответствующие вопросы журналистов, г-н Балжанов уточнил, что речь не идет о долях в Кашагане либо Карачаганаке. |