|
Алла Иванилова
Правозащитные организации в очередной раз призывают Казахстан изменить законодательство о выборах и разработать новый закон “О свободе мирных собраний”
С 1 марта этого года при поддержке Европейского союза в Казахстане реализуется проект по мониторингу исполнения Национального плана действий в области прав человека. Организаторы проекта - Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Центр исследования правовой политики (LPRC) и Международный центр журналистики MediaNet. Всего по итогам проекта в течение двух лет будет подготовлено 26 экспертных заключений.
На днях в Астане прошел круглый стол, посвященный обсуждению таких разделов Национального плана, как право на свободу мирных собраний и право на участие в управлении делами государства (свободные и справедливые выборы). Как считают правозащитники, у казахстанцев де-юре существует право свободно и мирно собираться, однако де-факто оно касается лишь тех, кто лоялен к проводимой политике, режиму и правящей партии. Такое мнение высказал директор Карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрий Гусаков.
Закрепленное в Конституции право “мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование” на деле ограничивается местными исполнительными и представительными органами власти, которые регламентируют их места и порядок. “Правовое регулирование свободы мирных собраний, охватываемых законом, имеет разрешительный, а не уведомительный характер и осуществляется исполнительными органами власти. Поэтому правоприменительная практика реализации гражданами Казахстана свободы собраний противоречива и в отдельных случаях носит дискриминационный характер”, - отмечается в экспертном обзоре по исполнению государственными органами Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы.
Впрочем, внимательно изучив рекомендации Нацплана, организаторы проекта пришли к выводу, что все десять пунктов, содержащихся в разделе “Право на свободу мирных собраний”, даже в случае их выполнения не повлияют на ситуацию. Исключение составляет лишь пятый пункт, касающийся внесения соответствующего законопроекта в парламент. Кстати, как сообщил секретарь Комиссии по правам человека при президенте Тастемир Абишев, Генеральная прокуратура поддержала разработку данного законопроекта. “Кто конкретно будет разрабатывать законопроект, будет определено правительством Казахстана. Это может быть Минюст при участии уполномоченных госорганов, в том числе Генпрокуратуры”, - заметил Абишев. Он также немного забежал вперед, сообщив, что внимание в новом законопроекте будет “акцентировано на уведомительный характер проведения мирных собраний”.
Судья в отставке кандидат юридических наук Раиса Юрченко и вовсе считает, что митинги приносят пользу государству. “Полезность в этих митингах, собраниях заключается в том, что будет известно мнение населения по разнообразным вопросам, которые встречаются в нашей жизни”, - прокомментировала она. В этой связи новый закон должен быть направлен не против, а за митингующих. “Я думаю, там не столько должно быть прописано о правах людей, которые хотят митинговать, сколько о поведении органов внутренних дел, которые должны обеспечивать и в этом вопросе соблюдение общественного порядка, чтобы никто не пострадал, чтобы митинги не превратились в драку”, - высказала свое мнение судья в отставке.
Серьезной проблемой, по мнению правозащитников, остается способ формирования состава избирательных комиссий. По их мнению, формировать избирательные комиссии, включая ЦИК, необходимо из числа представителей всех политических сил в стране, в том числе оппозиционных.
Автор экспертного обзора Национального плана в части права на участие в управлении делами государства Амангельды Шорманбаев отмечает, что “по-прежнему оппозиционные политические партии не могут на равной основе с другими партиями формировать членов избирательных комиссий, в том числе и Центральной избирательной комиссии”. А списки избирателей недоступны для проверки как представителям кандидатов и политических партий, так и наблюдателям.
Эксперты проекта, финансируемого Евросоюзом, отмечают, что в случае обнаружения нарушений возможность защиты значительно уменьшается, так как законодательство Казахстана не содержит четких критериев признания выборов недействительными. Кроме того, за выброс бюллетеней не предусмотрено уголовное наказание, только административное, что “можно охарактеризовать как поощрение фальсификаций”.
Астана |