ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Зеркало общества События

Алла Иванилова
Парламентаризм в Казахстане состоялся. К такому выводу пришли государственные мужи и сами депутаты
Впервые понятие “парламент” появилось в казахстанской Конституции в 1995 году. С тех пор, как говорится, немало воды утекло. С 30 января 1996 года и по сегодняшний день двухпалатный парламент принял 1930 законов, из них 103 объявлены президентом страны срочными и приоритетными. За более чем 15 лет деятельности только одной палаты - сената - проведено 220 различных мероприятий, 13 парламентских слушаний, озвучено свыше 1100 депутатских запросов. За эти годы в Конституционный совет поступило 27 обращений, из них 14 законов признаны не соответствующими Конституции. По словам председателя Конституционного совета Игоря Рогова, “это очень высокий и хороший показатель”: “Иногда раздаются упреки в адрес парламента, при этом ссылаются на решения Конституционного совета... Показатели работы качества других парламентов отнюдь не выше”.
В 2007 году президент страны инициировал конституционную реформу, предложив расширить полномочия парламента. Это практически трансформировало модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую.
“Во всем мире парламент является наиболее демократичным из всех органов государственной власти. Полярность мнений, дискуссий, открытость, коллегиальность решения - во всем этом сила парламента, который является зеркалом общества, отражением его политического, экономического и социального состояния”, - высказал свое мнение председатель Комитета по законодательству и правовым вопросам сената парламента Берик Имашев на прошедшей в минувшую пятницу в Астане конференции “Парламентаризм - гарантия суверенитета и поступательного развития в Казахстане”.
В Послании к народу Казахстана в прошлом году президент подчеркнул, что необходимо усилить авторитет законодательной власти путем обеспечения жесткого парламентского и общественного контроля за деятельностью каждого правоохранительного органа. “Анализ принятых поправок в законодательство показывает, что изменением нормативно-правовой базы в части исполнения поручения главы государства в общем объеме составляет весьма незначительную часть. Причинами такого результата являются не только ведомственные интересы разработчиков законопроекта, но и трудности правового решения данного поручения”, - заметил Берик Имашев.
Компетенция парламента четко расписана в Основном Законе страны. В перечень контрольных функций входит обсуждение и утверждение отчетов об исполнении республиканского бюджета правительства и Счетного комитета. При этом неодобрение парламентариев означает вотум недоверия правительства. Помимо этого депутаты вправе принимать обращения к президенту об освобождении от должности членов правительства в случае неисполнения законов республики.
Однако парламентарии считают, что их контрольные функции необходимо расширить. Одно из предложений сенаторов касается президентских посланий.
За период действия Конституции с 1995 года президент 16 раз обращался к народу с посланиями. При этом, не имея статуса нормативно-правового акта, послание в то же время имеет обязательный характер, так как по существу является стратегическим планом развития государства на текущий год. В целях обеспечения реализации послания принимается Указ главы государства, утверждается План мероприятий и План действий правительства. Контроль за их исполнением осуществляет Администрация президента. “Фактически получается, что исполнение важнейшего документа страны обеспечивается на подзаконном уровне. Считаю, что в настоящее время назрела необходимость закрепления посланий президента, соответствующих инструментов, механизмов, условий и конкретных гарантий их реализации на законодательном уровне, обеспечив их дополнительно системой парламентского контроля”, - считает сенатор Берик Имашев.
Кроме того, сенаторы высказались за совершенствование взаимодействия высшего и местных представительных органов по вопросам контроля за исполнением республиканского бюджета. “Это продиктовано тем, что парламент наделен полномочиями утверждать республиканский бюджет, который и задает уровень нормативов расходов местных бюджетов”, - отметил председатель Комитета по законодательству и правовым вопросам.
Международные эксперты тоже дали пару советов. Так, глава Центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский считает, что “эффективность работы государственного аппарата напрямую зависит от подотчетности исполнительной ветви власти законодательной, а законодательной - гражданам”. Согласно международным стандартам сборники законов должны быть доступны широкой публике, а сами законопроекты разрабатываться не спеша, с участием неправительственных организаций. При этом депутаты должны не только принимать законы, но и следить за их дальнейшей реализацией.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение