Алла Иванилова
Парламентаризм в Казахстане состоялся. К такому выводу пришли государственные мужи и сами депутаты
Впервые понятие “парламент” появилось в казахстанской Конституции в 1995 году. С тех пор, как говорится, немало воды утекло. С 30 января 1996 года и по сегодняшний день двухпалатный парламент принял 1930 законов, из них 103 объявлены президентом страны срочными и приоритетными. За более чем 15 лет деятельности только одной палаты - сената - проведено 220 различных мероприятий, 13 парламентских слушаний, озвучено свыше 1100 депутатских запросов. За эти годы в Конституционный совет поступило 27 обращений, из них 14 законов признаны не соответствующими Конституции. По словам председателя Конституционного совета Игоря Рогова, “это очень высокий и хороший показатель”: “Иногда раздаются упреки в адрес парламента, при этом ссылаются на решения Конституционного совета... Показатели работы качества других парламентов отнюдь не выше”.
В 2007 году президент страны инициировал конституционную реформу, предложив расширить полномочия парламента. Это практически трансформировало модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую.
“Во всем мире парламент является наиболее демократичным из всех органов государственной власти. Полярность мнений, дискуссий, открытость, коллегиальность решения - во всем этом сила парламента, который является зеркалом общества, отражением его политического, экономического и социального состояния”, - высказал свое мнение председатель Комитета по законодательству и правовым вопросам сената парламента Берик Имашев на прошедшей в минувшую пятницу в Астане конференции “Парламентаризм - гарантия суверенитета и поступательного развития в Казахстане”.
В Послании к народу Казахстана в прошлом году президент подчеркнул, что необходимо усилить авторитет законодательной власти путем обеспечения жесткого парламентского и общественного контроля за деятельностью каждого правоохранительного органа. “Анализ принятых поправок в законодательство показывает, что изменением нормативно-правовой базы в части исполнения поручения главы государства в общем объеме составляет весьма незначительную часть. Причинами такого результата являются не только ведомственные интересы разработчиков законопроекта, но и трудности правового решения данного поручения”, - заметил Берик Имашев.
Компетенция парламента четко расписана в Основном Законе страны. В перечень контрольных функций входит обсуждение и утверждение отчетов об исполнении республиканского бюджета правительства и Счетного комитета. При этом неодобрение парламентариев означает вотум недоверия правительства. Помимо этого депутаты вправе принимать обращения к президенту об освобождении от должности членов правительства в случае неисполнения законов республики.
Однако парламентарии считают, что их контрольные функции необходимо расширить. Одно из предложений сенаторов касается президентских посланий.
За период действия Конституции с 1995 года президент 16 раз обращался к народу с посланиями. При этом, не имея статуса нормативно-правового акта, послание в то же время имеет обязательный характер, так как по существу является стратегическим планом развития государства на текущий год. В целях обеспечения реализации послания принимается Указ главы государства, утверждается План мероприятий и План действий правительства. Контроль за их исполнением осуществляет Администрация президента. “Фактически получается, что исполнение важнейшего документа страны обеспечивается на подзаконном уровне. Считаю, что в настоящее время назрела необходимость закрепления посланий президента, соответствующих инструментов, механизмов, условий и конкретных гарантий их реализации на законодательном уровне, обеспечив их дополнительно системой парламентского контроля”, - считает сенатор Берик Имашев.
Кроме того, сенаторы высказались за совершенствование взаимодействия высшего и местных представительных органов по вопросам контроля за исполнением республиканского бюджета. “Это продиктовано тем, что парламент наделен полномочиями утверждать республиканский бюджет, который и задает уровень нормативов расходов местных бюджетов”, - отметил председатель Комитета по законодательству и правовым вопросам.
Международные эксперты тоже дали пару советов. Так, глава Центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский считает, что “эффективность работы государственного аппарата напрямую зависит от подотчетности исполнительной ветви власти законодательной, а законодательной - гражданам”. Согласно международным стандартам сборники законов должны быть доступны широкой публике, а сами законопроекты разрабатываться не спеша, с участием неправительственных организаций. При этом депутаты должны не только принимать законы, но и следить за их дальнейшей реализацией.
Астана |