Юлиана Жихорь
Проблема бастующих в Мангыстауской области уже давно переросла из трудового конфликта в поле для политических игр оппозиции с властью. Иногда одна из сторон, дабы заработать политические очки (тем более что на следующий год парламентские выборы), забрасывает в народ “утку” о степени своего влияния на ситуацию
Недавно одна из оппонирующих власти партий, наиболее прославившаяся своим участием в поддержке протестов рабочих в Мангыстау, сообщила, что-де добилась начала переговоров работодателей (то бишь компании “Разведка Добыча “КазМунайГаз”) о восстановлении на работе участников акций протеста. Напомню, что за последние несколько месяцев из дочерних компаний РД КМГ были уволены 1982 работника (989 сотрудников “Озенмунайгаз” и 993 работника АО “Каражанбасмунай” и его двух дочерних транспортных предприятий ТОО “Аргымактранссервис” и ТОО “Тулпармунайсервис”). Официальная причина увольнения - прогулы.
“Увольнения были произведены в строгом соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан в связи с отсутствием этих людей на рабочих местах без уважительной причины в течение длительного времени - от нескольких суток до трех месяцев. Законность данного решения была подтверждена решениями судов г.Жанаозен и г.Актау, которые отказали в удовлетворении исковых требований нескольких десятков человек о восстановлении на прежнем месте работы, - неоднократно заявлялось в официальных сообщениях работодателей. - Обвинения в локауте (расторжение трудовых договоров с работниками по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке) со стороны компании также беспочвенны, так как забастовка в ОМГ не была официально объявлена и никакие примирительные процедуры, предусмотренные законом, теми, кто прекратил работу, соблюдены не были”.
Получается, что представители оппозиционного движения, на которых бывшие забастовщики, а ныне протестующие возлагают надежды, решают поднять свой авторитет, а в канун выборов - заработать голоса избирателей элементарным обманом. В РД КМГ заявили, что “никаких переговоров о восстановлении на работе уволенных... представители компании не вели и не ведут”.
Интересно обоснование казмунаевского “нет”: мол, уволенные “уже не являются членами трудового коллектива предприятия и никаких требований работодателю выдвигать не могут. По тем же причинам не может быть создана примирительная комиссия для рассмотрения их требований, в том числе о восстановлении на работе”.
Впрочем, дабы не бросать бывших работников на произвол судьбы, работодатель готов им помочь - например, устроить в подрядные и сервисные организации. Естественно, там платят меньше (чем в “Озенмунайгазе”). Но, как подтверждают обе стороны, “эти предложения были отвергнуты”.
В общем, трудовой спор, переросший в политическое противостояние, продолжается. Неудивительно: борьба за права рабочих - истинная или мнимая - всегда приносила политические дивиденды. 100 лет назад она даже перевернула мир.
Астана |