|
Константин Маскаев
МАГАТЭ намерено дать Казахстану рекомендации по поводу предстоящих планов. Речь идет о строительстве атомной электростанции, что, в свою очередь, является предметом активного обсуждения в обществе на протяжении последнего времени
Итак, Международное агентство по атомной энергии, МАГАТЭ, готово взяться за разработку рекомендаций для Казахстана по строительству АЭС. “В течение следующих шести месяцев мы будем публиковать информацию о том, какая технология будет наиболее подходящей для вас, то есть имеются большие реакторы, маленькие реакторы, реакторы на быстрых нейтронах, реакторы на воде и так далее”, говорится в сообщении руководителя отдела развития технологий атомной энергетики департамента атомной энергетики МАГАТЭ Томаса Кошы, сделанном на VI Евразийском форуме Kazenergy в Астане в среду.
Представитель МАГАТЭ уверен, что технические рекомендации международного агентства будут крайне важны для принятия решений Казахстаном по строительству АЭС.
Когда сталкиваешься с проявлением заботы в такой форме, у меня лично это наставничество “старших товарищей” вызывает встречный вопрос: знакомы ли они с послевоенной историей в той части, где она касается самых разнообразных опытов по расщеплению атомного ядра, производимых одним известным физиком в засекреченном местечке в степи недалеко от Семипалатинска? Причем многое рожденное и опробованное в городке с кодовым названием “Конечная” было направлено на рациональное, подчеркнуто мирное, использование ядерной энергии. Даже совершенно невиданный двигатель, который мог бы доставить космический корабль к Марсу, был построен в том самом городке, который ныне носит имя изобретателя Курчатова.
Это мое отнюдь нелирическое отступление сделано для того, чтобы напомнить, в том числе, тем настойчивым критикам строительства АЭС в Казахстане, что Казахстан (пусть и опосредованно, через СССР) одним из первых состоял в ядерном клубе планеты. И здесь достаточно своего опыта по поводу того, как рационально и безопасно использовать атом. На мой взгляд, Казахстан достоин не снисходительной или покровительственной риторики по этому поводу. Уместным же было бы обнаружить стремление к диалогу на равных и партнерскому сотрудничеству.
Разъяснения же господина Томаса Кошы относительно существующих в мире и доступных на современном этапе видов реакторов, реакторных сборок, природы их существования и прочего выглядят, честно говоря, попыткой донести азбучные истины. За заботу, конечно же, спасибо, но давайте все же этап знакомства с предметом пропустим и перейдем к обсуждению более серьезных практических вопросов.
По данным национальной атомной компании “Казатомпром” АЭС в Казахстане может быть построена в ближайшие 10 лет в случае принятия соответствующего решения. Во всяком случае таким мнением делится заместитель главы нацкомпании Сергей Яшин.
Работа в этом направлении уже ведется. Это что касается технических вопросов. В то же время господин Яшин добавляет, что “в ближайшее время нам предстоит определить роль и место атомной энергетики в энергобалансе страны, определиться с местами размещения атомных станций, выбрать оптимальные ядерные технологии, в первую очередь, безопасные, а также решить большой комплекс вопросов, начиная с подготовки кадров и разработки нормативной документации для использования атомной энергии и заканчивая возможностью участия казахстанских предприятий в строительстве АЭС”.
Впервые намерение построить АЭС в Казахстане близ озера Балхаш было обнародовано в 1998 году. Однако в обществе эти планы были восприняты крайне неоднозначно. Голоса сторонников проекта потонули в потоке активных негативных высказываний. Работы по разработке проекта фактически свернули.
В ноябре 2006 года правительство приняло постановление о подготовке строительства АЭС в Мангыстауской области в 10 километрах от Актау на базе бывшего атомного энергокомбината (МАЭК), работавшего на быстрых нейтронах. Сейчас это производство ликвидировано, топливо утилизируется, а сам комбинат передан в состав национальной атомной компании “Казатомпром”. При этом было решено строить АЭС на базе реакторов средней мощности ВБЭР-300 российского и европейского производств. Разработку ТЭО и обоснования инвестиций проекта АЭС российские специалисты обещали завершить в 2009 году. Однако в феврале намеченного года правительство республики приостановило проект до урегулирования с Российской Федерацией вопросов передачи интеллектуальной собственности. В марте, по сообщению главы корпорации “Росатом” Сергея Кириенко, российская сторона передала Казахстану необходимые материалы по предлагаемому варианту атомного реактора для будущей АЭС на территории Казахстана.
Ранее Сергей Яшин сообщал, что технико-экономическое обоснование строительства АЭС в Актау уже проходит государственную экспертизу, а запустить первый блок станции можно уже в 2016 году.
Планируемый тип реакторной установки - водяной блочный энергетический реактор мощностью 300 мегаватт. Проект предполагает установку двух блоков. Для разработки ТЭО и дальнейшего строительства станции создано казахстанско-российское предприятие, которое должно реализовать проект как самой установки, так и строительства атомной станции. |