|
Вовремя испугаться - это тоже борьба за выживание
Команда, без которой нам...
Статья российского премьера Путина о Евразийском союзе Белоруссии, Казахстана и России стала информационным хитом недели. Предметом горячего обсуждения стали и тема статьи, и, конечно же, ее автор. На Западе вновь вспыхнула паранойя по поводу “возрождения СССР”, а на местах нацпаты забеспокоились по поводу “новых имперских амбиций Москвы”.
Все так, для беспокойства и в самом деле есть основания. Империй нынче никто не хочет, ни в России, ни в Казахстане, ни в Белоруссии. Это, конечно же, не означает, что имперская идея навеки канула в Лету. Те, кто в это искренне верит, люди, по меньшей мере, наивные и излишне романтичные. Просто эпоха на дворе такая, что эта идея крайне непрактична. Но эпохи меняются и процесс круговорота идей не прекращается никогда. А тем, кто считает, что “все империи распадаются”, порекомендуем съездить совсем недалеко, в соседнюю Поднебесную, и лично проверить это утверждение.
Но в статье Путина речь идет, конечно же, не о возрождении какой-то империи. А совсем о другом. О том, о чем полтора десятилетия тому назад говорил Нурсултан Назарбаев. Только Владимир Путин почему-то этого обстоятельства не упоминает. И получается, что мысль о необходимости создания некоего наднационального евразийского объединения - это как бы от Путина. И большинство наблюдателей оценило этот путинский ход как сугубо предвыборный.
Так или иначе, но ход сделан. Хронометр Евразийского союза запущен, и процесс пошел. С начала будущего года объявлено о создании единого экономического пространства. Сегодня экономисты и политологи пытаются строить прогнозы: а что это будет означать для большинства граждан наших стран? И все эти прогнозы сводятся к одному: поживем - увидим. Иными словами, никто сейчас толком не может даже приблизительно сказать - какая и когда выйдет прямая и ощутимая выгода от этого единого пространства для “простых” людей? Хотя большинство прогнозеров все же сходится во мнении, что выгода хоть какая-то, но должна быть.
Между тем главный фактический вывод из происходящего почти никто из аналитиков почему-то не видит. А он состоит в простом и очевидном: новые правящие элиты наших стран пришли к выводу о необходимости реальной интеграции своих усилий, чтобы отстоять свои интересы. Что говорит о наступлении очередного этапа в истории всего постсоветского пространства - этапа формирования нового экономического субъекта на мировой арене. Не поставщика углеводородных и иных природных ресурсов “золотому миллиарду”, а именно самостоятельного, конкурентоспособного, экономического и финансового субъекта. Это попытка выжить в этом мире в качестве единого суверенного игрока. Не мальчика, подносящего мячи на игровое поле, а именно игрока.
Ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии эта суверенная роль в отдельности не по силам. А вот вместе эти страны еще могут создать что-то самостоятельное. Для кого-то это признание слишком горькое, чтобы произносить его вслух, для кого-то - слишком неожиданное. Но это факт, который и заставляет новую элиту искать пути прежде всего самосохранения и, как следствие, способы сохранения суверенности своих экономических территорий - трех евразийских стран. И одна из таких попыток нащупать возможные пути самосохранения - скоординироваться и, по возможности, интегрироваться.
Что же касается политической интеграции - не элит, но стран - эти варианты тоже из области прогнозов. Однако беспокоиться здесь не стоит. Нынешние правящие элиты слишком прагматичны, чтобы чем-то поступаться. Поэтому потеря политического суверенитета никому не выгодна и, следовательно, никому не грозит. Ибо это слишком дорогой и рискованный “проект”, который не принесет дивидендов. |