|
Юлиана Жихорь
Казахстан, собравший в нынешнем году рекордный со времен целины урожай, захлебывается в нем. Основные зерносеющие регионы страны не знают, где его хранить и куда сдавать хлеб. Пользуясь случаем, перекупщики предлагают крестьянам по дешевке выкупить у них “избыточное” зерно
Казахстан так давно хотел стать “житницей мира”, что, когда на страну “свалился” небывало высокий урожай, власти просто растерялись: что делать с ним? Выяснилось, что, несмотря на многолетние “хочу зерна”, условий для его хранения и будущей транспортировки покупателям у страны просто нет.
Три основные зерносеющие области Казахстана сегодня буквально завалены хлебом. Потому что складировать его в места положенного хранения невозможно по причине дефицита тонна-мест. А уборка еще не завершена.
Например, в Акмолинской области действующие элеваторы могут принять чуть больше половины урожая. При средней урожайности 14,1 центнера с гектара в области планируется собрать больше 6,3 миллиона тонн. Для них запланированы всего 52 элеватора, емкостью 3,7 миллиона тонн. “Сейчас в них находится еще зерно прошлого года “Продкорпорации”, которая из 676 тысяч тонн вывезла только 147 тысяч”, - рассказал начальник отдела областного управления сельского хозяйства Жумабек Абуов.
В Костанайской области намолочено 6,529 миллиона тонн зерна - в 1,5 раза больше, чем могут принять элеваторы региона.
Аналогичная проблема и в Северном Казахстане. Руководство региона обратилось к аграриям с просьбой везти на элеваторы только сырое зерно, оставляя сухое зерно на складах и площадках. На хлебоприемные пункты СКО уже принят один миллион тонн зерна, а по данным акимата, общая емкость 48 элеваторов региона составляет всего 3,2 миллиона тонн, 17 процентов из которых загружены еще зерном прошлого урожая (сейчас это зерно экстренно перебрасывается в пустующие элеваторы в южных и западных регионах).
Сегодня аграрии вняли просьбам властей. Но к их сухому зерну, хранящемуся на складах, активно подступаются перекупщики, предлагая крайне невыгодную цену, но на условии вывоза зерна.
|
31 год прошел - проблемы у нас те же... |
“Я 80 процентов полей убрал, это 13,5 тысячи тонн, а “Продкорпорация” у меня купила только 1,6 тысячи”, - рассказал директор аграрного “ИФ-Казахстан” ТОО “Александровское” Вячеслав Чернышов. При этом, по словам Чернышова, перекупщики предлагают по 10 тысяч тенге за тонну ячменя, по 12 тысяч тенге - за тонну пшеницы. В то время как цены “Продкорпорации” составляют 18 тысяч и 25 тысяч тенге соответственно. “Грабеж, конечно, но мелкие крестьяне, деваться некуда, уже продают, а крупные пока держатся. Но когда потратим деньги, которые “Продкорпорация” дала, придется, наверное, продавать по этим расценкам”, - констатирует аграрий.
К слову, прошлый рекордный урожай страны сталкивался с аналогичными проблемами - тогда часть зерна сгнила на полях, часть крестьяне вынуждены были хранить в собственных сараях. И в итоге мечтали продать тонну хлеба хотя бы по 6 тысяч тенге.
Спасти ситуацию можно было бы своевременным вывозом зерна за пределы зерносеющих регионов и страны в целом, но вывозить просто не на чем - в республике в очередной раз наблюдается острая нехватка зерновозов. В прошлые годы на помощь приходили Россия и Украина, но пока вагоны требуются им самим (с Россией уже заключен договор на аренду 5500 зерновозов, и часть из них уже прибыла в Казахстан, но остальные прибудут после того, как освободятся в РФ). Но и этого недостаточно.
По подсчетам Жумабека Абуова, в этом году на страну нужны 12-13 тысяч зерновозов. В Казахстане же имеется в 4 раза меньше - всего 3,7 тысячи.
Костанайская область, традиционно работающая на экспорт, при наличии вагонов могла бы отгружать до 40 тысяч тонн зерна, тогда как сейчас эта цифра не превышает 12 тысяч.
Аналогичная ситуации и в СКО. Аренда российских зерновозов и контейнеров для муки (эта область 80 процентов урожая отправляет на экспорт зерном и мукой) им тоже влетает в копеечку - экспортеры области возят продукцию по Южно-Уральской железной дороге, которая передала инвентарный парк в собственность российских частников, задирающих арендную плату за контейнеры. Добавить к этому оплату порожнего возврата контейнеров и сам железнодорожный тариф - и стоимость перевозки увеличивается в 2-3 раза.
“Мы знаем о проблеме нехватки вагонов уже, как минимум, 20 лет, - печально замечает управляющий директор KAZNEX INVEST Газиза Шаханова. - И, к сожалению, дальше схемы субсидирования железнодорожных перевозок и последнего его увеличения с 20 до 40 долларов ничего не изменилось. Страшно подумать, что эта проблема будет сопровождать наш экспорт еще ближайшие 20 лет”. По ее словам, “этот вопрос нужно было решать еще вчера, чтобы не бить в набат сегодня”: “Что мешало своевременно решить эту проблему не поверхностно, а в корне - произвести или закупить эти зерновозы для нас?”
Высокий урожай нынешнего года власти обосновывают не столько отличными климатическими показателями, сколько активным внедрением влагосберегающих технологий, борьбой с болезнями, вредителями и качественной, с научным подходом, подготовкой зерна.
Если природа здесь сыграла наименьшую роль, то все технологические факторы должны обеспечить аналогичную урожайность и в ближайшем будущем. А это значит, что пора наконец решить проблему если не хранения, то транспортировки.
К слову, сами зерновики говорят, что решить вопросы хранения зерна можно было бы c использованием пластиковых емкостей по 250 тонн и стоимостью 1,5 тысячи долларов, однако для их эксплуатации требуется дорогостоящая загрузочная и разгрузочная техника, которую крестьяне не могут себе позволить. |