|
Алан Байтенов
Топливный кризис не думает отступать. И если до недавнего времени самыми сложными точками были Алматы и Алматинская область, так что даже пришлось переориентировать маршруты поставок топлива, то теперь это практически каждый регион нашей республики. Как же теперь выглядит на этом фоне желание Министерства нефти и газа (МНГ) закупить 50 тысяч тонн топлива у соседей для борьбы с дефицитом и инфляцией в этом секторе?
Сводки по ситуации с нехваткой топлива в стране не утешают. К списку “голодающих” теперь присоединилась Южно-Казахстанская область. Крупные сети перешли на реализацию топлива по талонам, а некоторые даже остановили реализацию бензинов АИ-80 и АИ-92. Критическая обстановка с наличием топлива и в Кызылординской области - сценарий тот же. Похожая ситуация и на севере: Северо-Казахстанская область также недополучает топлива, и заправочные сети отпускают бензин и дизельное топливо строго лимитированно. Не отличается в этом отношении и Восточно-Казахстанская область. В частности, в Усть-Каменогорске все также правит талонная система.
Независимые эксперты обвиняют в искусственно созданном дефиците посредников. В последнее время все чаще фиксируются случаи перепродажи топлива. То есть на пути от НПЗ к АЗС его успевают продать несколько раз или задержать на неопределенное время, пока цена не устроит перекупщика. И пока государство не решит вопрос с легитимностью подобных сделок и существованием подобных компаний, ситуация, отмечают эксперты, не изменится в лучшую сторону. Но что об этом говорить, ведь большинство посредников общественность не знает в лицо - это серые кардиналы, что продолжают, несмотря на все разбирательства, работать в тени.
Между тем в понедельник стало известно, что государство с помощью национальной компании закупит 50 тысяч тонн высокооктанового бензина в России. Эта мера, по словам главы МНГ, принимается для сдерживания инфляции в заданном коридоре. То есть, по замыслу, фактически этот объем должен стабилизировать ситуацию и несколько выравнять сложившийся дефицит. Публикуя это решение, представители МНГ отмечали, что государство пошло на этот шаг вынужденно, даже несмотря на то, что это заведомо приведет к серьезным убыткам. Тем самым нам четко дали понять: 50 тысяч тонн бензина - это своего рода гуманитарная помощь. Но позвольте, неужели закрывать дыры таким вот способом - это и есть тот самый действенный механизм исправления ситуации? И дело даже не в том, что этого количества бензина хватит максимум на двое суток нормальной жизни областей. По всей видимости, мы будем придерживаться такого курса и в дальнейшем, например, в следующем году, когда ситуация с нехваткой топлива вновь повторится.
И все же столь малый объем и такой способ борьбы с ценами и дефицитом - это только половина дела. Как мы уже говорили, решение закупа бензина в России сопровождается сознательным решением пойти на вынужденные расходы. И вот здесь хотелось бы вспомнить сообщение АЗК, а точнее, тот список подозреваемых в ценовом сговоре и создании искусственного дефицита - там присутствовали практически все компании, которые связаны с продажей топлива и переработкой нефти. Так вот, по идее, эти убытки, то есть отрицательный экономический эффект, как его принято называть, должны быть поделены между теми, чья вина будет доказана. И если правительство планирует и дальше бороться с дефицитом таким вот способом, то его кто-то должен оплачивать. И едва ли это должен быть потребитель, то есть среднестатистический налогоплательщик.
В то же время хотелось бы вспомнить и другой момент. А именно: обратить внимание на мелкие заправочные станции, что разбросаны по территории областей и пригородов. Как правило, некоторые из них не являются естественными монополистами, а то и вовсе игнорируют волю государства относительно искусственного сдерживания цен на топливо. Да, конечно, на этих заправочных станциях цена за литр, например, 92-го может догонять доллар, однако у них перебоев с горючкой нет. Есть в наличии как казахстанский, так и российский бензин (с дизелем такая же ситуация). Не является ли это красноречивым примером того, каким образом необходимо бороться с нехваткой топлива на местах - позволь рынку “устанавливать” цены и ситуация придет в норму сама по себе.
Нередко видишь такое - частник, мелкий, вовсю продает бензин, а стоящий рядом огромный заправочный комплекс именитой сети вынужден реализовывать топливо по талонам или вовсе завязывать заправочные шланги. Это еще раз доказывает, что государственное регулирование цен только усугубляет сложившийся дефицит и высокие цены. Да, официальные власти, наконец, признали сложную ситуацию с топливом в республике. Однако принялись успокаивать, мол, дефицит связан исключительно с нехваткой перерабатывающих мощностей. Даже определили время, когда внешние факторы не будут сказываться на внутренней ситуации - 2014 год. Однако мы предполагаем, что не в мощностях дело - есть множество развитых стран, которые сами не производят тот или иной товар, а закупают за пределами своего государства - и ничего, живут. Глобализация.
В общем, у нас большие сомнения, что с наступлением заветного 2014 года, когда по планам будут завершены программы модернизации отечественных НПЗ, ситуация изменится. Да и вообще такое заявление смахивает на красивое обещание, за которое сегодня по сути никто не в ответе (еще не известно, что будет в далеком 2014 году). Порядок необходимо наводить именно сейчас. Важно помнить, что литр бензина - это не хлеб, то есть не “социальная булка”, цену на которую должно отстаивать государство любыми способами - в любом случае, автолюбители смогут обеспечить себя горючим. При таком подходе, проблема исчезнет сама собой, и приведенный нами пример с мелкими АЗС, что занимаются ценообразованием сами, яркое тому подтверждение. Да и, кроме того, не очень верится, что все же поубавятся аппетиты топливных дельцов и в их руках к тому же 2014 году будет сконцентрировано меньше власти. |