ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Антиутопия-2014 События

Алан Байтенов
Топливный кризис не думает отступать. И если до недавнего времени самыми сложными точками были Алматы и Алматинская область, так что даже пришлось переориентировать маршруты поставок топлива, то теперь это практически каждый регион нашей республики. Как же теперь выглядит на этом фоне желание Министерства нефти и газа (МНГ) закупить 50 тысяч тонн топлива у соседей для борьбы с дефицитом и инфляцией в этом секторе?

Сводки по ситуации с нехваткой топлива в стране не утешают. К списку “голодающих” теперь присоединилась Южно-Казахстанская область. Крупные сети перешли на реализацию топлива по талонам, а некоторые даже остановили реализацию бензинов АИ-80 и АИ-92. Критическая обстановка с наличием топлива и в Кызылординской области - сценарий тот же. Похожая ситуация и на севере: Северо-Казахстанская область также недополучает топлива, и заправочные сети отпускают бензин и дизельное топливо строго лимитированно. Не отличается в этом отношении и Восточно-Казахстанская область. В частности, в Усть-Каменогорске все также правит талонная система.
Независимые эксперты обвиняют в искусственно созданном дефиците посредников. В последнее время все чаще фиксируются случаи перепродажи топлива. То есть на пути от НПЗ к АЗС его успевают продать несколько раз или задержать на неопределенное время, пока цена не устроит перекупщика. И пока государство не решит вопрос с легитимностью подобных сделок и существованием подобных компаний, ситуация, отмечают эксперты, не изменится в лучшую сторону. Но что об этом говорить, ведь большинство посредников общественность не знает в лицо - это серые кардиналы, что продолжают, несмотря на все разбирательства, работать в тени.
Между тем в понедельник стало известно, что государство с помощью национальной компании закупит 50 тысяч тонн высокооктанового бензина в России. Эта мера, по словам главы МНГ, принимается для сдерживания инфляции в заданном коридоре. То есть, по замыслу, фактически этот объем должен стабилизировать ситуацию и несколько выравнять сложившийся дефицит. Публикуя это решение, представители МНГ отмечали, что государство пошло на этот шаг вынужденно, даже несмотря на то, что это заведомо приведет к серьезным убыткам. Тем самым нам четко дали понять: 50 тысяч тонн бензина - это своего рода гуманитарная помощь. Но позвольте, неужели закрывать дыры таким вот способом - это и есть тот самый действенный механизм исправления ситуации? И дело даже не в том, что этого количества бензина хватит максимум на двое суток нормальной жизни областей. По всей видимости, мы будем придерживаться такого курса и в дальнейшем, например, в следующем году, когда ситуация с нехваткой топлива вновь повторится.
И все же столь малый объем и такой способ борьбы с ценами и дефицитом - это только половина дела. Как мы уже говорили, решение закупа бензина в России сопровождается сознательным решением пойти на вынужденные расходы. И вот здесь хотелось бы вспомнить сообщение АЗК, а точнее, тот список подозреваемых в ценовом сговоре и создании искусственного дефицита - там присутствовали практически все компании, которые связаны с продажей топлива и переработкой нефти. Так вот, по идее, эти убытки, то есть отрицательный экономический эффект, как его принято называть, должны быть поделены между теми, чья вина будет доказана. И если правительство планирует и дальше бороться с дефицитом таким вот способом, то его кто-то должен оплачивать. И едва ли это должен быть потребитель, то есть среднестатистический налогоплательщик.
В то же время хотелось бы вспомнить и другой момент. А именно: обратить внимание на мелкие заправочные станции, что разбросаны по территории областей и пригородов. Как правило, некоторые из них не являются естественными монополистами, а то и вовсе игнорируют волю государства относительно искусственного сдерживания цен на топливо. Да, конечно, на этих заправочных станциях цена за литр, например, 92-го может догонять доллар, однако у них перебоев с горючкой нет. Есть в наличии как казахстанский, так и российский бензин (с дизелем такая же ситуация). Не является ли это красноречивым примером того, каким образом необходимо бороться с нехваткой топлива на местах - позволь рынку “устанавливать” цены и ситуация придет в норму сама по себе.
Нередко видишь такое - частник, мелкий, вовсю продает бензин, а стоящий рядом огромный заправочный комплекс именитой сети вынужден реализовывать топливо по талонам или вовсе завязывать заправочные шланги. Это еще раз доказывает, что государственное регулирование цен только усугубляет сложившийся дефицит и высокие цены. Да, официальные власти, наконец, признали сложную ситуацию с топливом в республике. Однако принялись успокаивать, мол, дефицит связан исключительно с нехваткой перерабатывающих мощностей. Даже определили время, когда внешние факторы не будут сказываться на внутренней ситуации - 2014 год. Однако мы предполагаем, что не в мощностях дело - есть множество развитых стран, которые сами не производят тот или иной товар, а закупают за пределами своего государства - и ничего, живут. Глобализация.
В общем, у нас большие сомнения, что с наступлением заветного 2014 года, когда по планам будут завершены программы модернизации отечественных НПЗ, ситуация изменится. Да и вообще такое заявление смахивает на красивое обещание, за которое сегодня по сути никто не в ответе (еще не известно, что будет в далеком 2014 году). Порядок необходимо наводить именно сейчас. Важно помнить, что литр бензина - это не хлеб, то есть не “социальная булка”, цену на которую должно отстаивать государство любыми способами - в любом случае, автолюбители смогут обеспечить себя горючим. При таком подходе, проблема исчезнет сама собой, и приведенный нами пример с мелкими АЗС, что занимаются ценообразованием сами, яркое тому подтверждение. Да и, кроме того, не очень верится, что все же поубавятся аппетиты топливных дельцов и в их руках к тому же 2014 году будет сконцентрировано меньше власти.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение