|
Константин Кочевников
Почти две недели потребовалось, чтобы потушить пожары в лесной и лесостепной зонах Восточно-Казахстанской области. Природный пожар бушевал в Маркакольском лесном хозяйстве, а также в Глубоковском и Уланском районах области. Совпало, что наши корреспонденты как раз в это время находились в автоэкспедиции по горным районам Восточно-Казахстанской области, познакомились с отрядом пожарных десантников и вертолетной командой, что несет дежурство в тех краях. И застали момент реакции местных властей, населения и служб на сведения о пожаре
Лишь накануне, за двое суток до событий, мы познакомились в селении Катон-Карагай с людьми из местного авиаотделения Казавиалесоохраны. Именно они первыми обнаруживают с воздуха очаги возгорания и высаживаются, чтобы приступить к локализации огня. Мы познакомились с одной сменой парней, десантников-пожарных, чье дежурство прикрывает большой горный лесной массив, раскинувшийся по нескольким отрогам хребтов казахстанской части алтайских гор, в бассейне реки Бухтармы вплоть до казахстанской части горы Белухи.
Теперь же, преодолев на внедорожнике по так называемой старой австрийской дороге несколько непростых горных перевалов, мы находились на передышке в старом кержацком селении Урунхайка на берегу высокогорного озера Маркаколь. Именно там 12 сентября мы застали момент мобилизации местного населения на борьбу с лесным пожаром. Пожар вспыхнул на территории Казахстана - в Маркакольском лесхозе, разрастался и двигался в сторону казахстанско-китайской границы. Теперь, по завершении, можно сказать, что площадь бедствия составила 700 гектаров. А тогда собиравшимся на тушение мужчинам было известно о масштабах лишь приблизительно.
Руководил мобилизацией и отправкой людей Есен Аубакиров. Кто-то может сказать, что он - бывший директор заповедника: год назад Есен вышел на пенсию. Но здесь, в тайге, бывших, по-видимому, не бывает. Тем более перед лицом опасности. Авторитет старейшего, его опыт, отношение к родному краю непререкаемы. Там он дома, там ему знакома любая складка местности, любой ручеек или кедр.
Вообще, мы попали на восток Казахстана в период дефицита топлива на заправочных станциях. Мы не зря везли с собой канистры с топливом, поскольку не могли пополнить его запас ни в Серебрянске, ни в Зыряновске, ни где-то еще по пути в Катон-Карагай. Не место обсуждать, чем вызван этот ажиотаж. В Урунхайке топливо нашлось. Но в первую очередь им заполняли емкости, чтобы отправить в район пожара. Есен оставался на месте сбора людей и техники, пока не убедился, что все в порядке, напоследок емко и коротко сказал: “Возвращайтесь с победой, мужики!”
Позже станет известно, что, сменяя друг друга, пожарные совместно с местным населением тушили пожар две недели. Полностью ликвидировать огонь удалось к утру понедельника, 26 сентября.
Из-за труднопроходимой для техники местности возгорания тушили с помощью ранцевых огнетушителей и хлопушек. Люди шли на пожар, как на передовую, средства тушения, в буквальном смысле, несли на своих плечах.
Это лишь один эпизод из множества. Другие природные пожары в Глубоковском и Уланском районах, с площадями возгораний 200 и 1000 гектаров, возникли 19 сентября, спустя три дня они были локализованы, потушены в минувшее воскресенье, 25 сентября.
Жертв и пострадавших нет. В общей сложности в тушении трех очагов лесостепных пожаров были задействованы более 100 человек. К настоящему моменту ликвидированы все крупные природные пожары в Восточно-Казахстанской области. В том числе и тот, что возник примерно в то же время в степной зоне Восточного Казахстана. В его ликвидации приняли участие более двухсот человек. На тушение площади 300 гектаров потребовалось трое суток.
Возвращаясь к деятельности наших знакомых пожарных десантников, поясним, что за период с апреля по сентябрь им пришлось бороться с 16 пожарами. Горели сельхозугодья, частично лес. Крупный лесной пожар два года назад едва не уничтожил высокогорный курорт “Рахмановские ключи”. Пожалуй, тогда пожарные Катон-Карагая столкнулись с наиболее серьезной и опасной ситуацией, но выстояли, спасли курорт и лес на горных склонах.
Наибольшее число пожаров возникает в результате деятельности человека. Причем это не обязательно занятия туризмом, охотой или рыбалкой. Часто пожары приходятся на периоды заготовки сена, уборки зерна. Несет опасность сама сельхозтехника, машины, необорудованные искрогасителями. Несколько реже, но возникают пожары во время гроз.
Как бы там ни было, но видавший виды вертолет “Ми-2” и экипаж, с которым нам довелось познакомиться, выполняют свою ежедневную работу, отправляются высоко в небо, чтобы наблюдать, предотвращать, а когда потребуется, и тушить пожары в этой “казахстанской Швейцарии”, стране поросших лесом гор и снежных вершин. |