ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Пятилетка за четыре года События

Юлиана Жихорь
Сегодня новости из Греции напоминают боевые сводки, Европу продолжает лихорадить, Америка, пытаясь научиться жить по средствам, не останавливает печатный станок. Казахстан же, который четыре года назад одним из первых прочувствовал на себе все “прелести” глобализации финансовой, и не только, системы, постепенно выкарабкивается из “застойной ямы”, грозя в ближайшем будущем рвануть вверх по индустриальной лестнице. Четыре года работы над ошибками и миллиардные вливания привели к тому, что Казахстан постепенно возвращает себе имидж страны с устойчивым ростом экономики и уже сегодня входит в группу стран со средним уровнем дохода

Осенью 2007 года правительство оказалось в растерянности - предсказуемый кризис грянул неожиданно. Первыми под удар попали дольщики, строительные компании и банки: Запад перестал раздавать кредиты, потребовав вернуть ранее выданные миллиарды, стройкомпаниям не хватило денег для достройки домов, граждане оказались перед перспективой остаться без денег и жилья. Параллельно на поверхность “всплыла” еще одна проблема: рванули вверх цены на продовольствие - стоимость еды поднялась почти на 50 процентов, появились перебои с хлебом.
Когда проблем много, а перспективы далеко не радужные, правительство пытается ухватиться за все сразу. На хлеб (так называемую “социальную булку”) ввели фиксированный тариф, стройкомпаниям пытались помочь, выкупая у них квартиры в фонд государства, банкам помогал Нацфонд, выделив на поддержание краткосрочной ликвидности 18 миллиардов долларов за два первых кризисных месяца. Но не в коня оказался корм - международные рейтинговые агентства упорно снижали страновой рейтинг до самого низа в своей таблице.
Казахстану тогда не оставалось ничего иного, как начать экономить “на себе” для поддержания собственной финансовой системы. Первой ласточкой “экономии бюджета” (тогда от слова “секвестр” шарахались как от огня) стали “изысканные” 4 миллиарда долларов, которые президент поручил направить на строительство Астаны, защиту дольщиков, кредитование МСБ и выполнение индустриальной программы.
Не помогло.
Первую половину следующего, 2008 года правительство разрабатывало Антикризисную программу действий стоимостью более 1,5 триллиона тенге только из Национального фонда. Помимо этого банкам снизили нормативы минимальных резервных требований, увеличили капитализацию четырех системообразующих банков (в дальнейшем их национализировав), рефинансировали ипотечные займы, финансировали долевое строительство, дифференцировали проекты МСБ на “финансируемые государством” (через МСБ) и “иные”, влили 120 миллиардов в АПК и подготовили новую стратегию занятости, назвав ее “Дорожная карта”.
То есть в первые пару лет кризиса, когда экономика рухнула с 10 докризисных процентов роста ВВП до одного процента, провели столь глобальную “работу над прошлыми ошибками”, что отечественная Антикризисная программа стала даже неким успешным шаблоном, по которому в последующем начали действовать соседние, и не только, государства.
Уже в 2009 году появились высказывания, что если бы кризиса не было, его следовало бы придумать: в эти годы власти “повернулись лицом к обществу” - на первый план вышли социальная забота о населении и решение давно назревших инфраструктурных проблем. “Дорожная карта” позволила не только создать новые рабочие места и поддержать на плаву мелкий и средний бизнес, но и начать “лечить” застарелые “болячки” мелкой инфраструктуры в стране: в 2008-2010 годах с помощью “внезапно появившейся дешевой рабочей силы” (в итоге официальная безработица снизилась почти на два процента) ремонтировали дороги и строения, прокладывали новые коммуникации. В результате были отремонтированы почти четверть всех школ, 774 объекта здравоохранения, 1535 объектов ЖКХ, более 8 тысяч километров дорог.
Но самое главное, в годы мирового финансового кризиса Казахстану удалось увеличить финансирование социальной сферы: в 2,6 раза вырос размер пенсий, в два раза увеличились зарплаты бюджетников, выросли соцпособия. А также в усиленном режиме строились новые больницы, школы, увеличивалось финансирование науки.
По сути, удалось сделать то, на что, как заявлялось ранее, постоянно не хватало денег в бюджете. Благодаря раскупориванию национальной кубышки Кабмин переориентировал бюджетные средства на социалку, направляя на развитие экономики деньги Нацфонда.
К слову, несмотря на понижение инвестиционных рейтингов, поток зарубежных средств в Казахстан хоть и уменьшился, но все же не остановился. За 2007-2010 годы валовой объем прямых иностранных инвестиций в страну превысил 80,5 миллиарда долларов (всего же за годы независимости на Казахстан пришлось 80 процентов всех прямых иностранных инвестиций, направленных в Центральную Азию). Отчасти этому способствовал тот факт, что, несмотря на все негативные прогнозы, казахстанским властям удалось добиться самого главного - минимального роста экономики. В самом сложном 2009 году рост ВВП составил 1,2 процента, тогда как у России падение составило 7,9 процента, украинская экономика опустилась на 15,1 процента, ВВП США снизилось на 2,6. В текущем году ВВП Казахстана, согласно прогнозам, вырастет на 7 процентов.
За четыре года борьбы с кризисом в экономике страны произошли огромные изменения. Кроме законодательных изменений в финансовой сфере, позволявших в дальнейшем избежать столь пагубной для страны игры на внешних рынках, изменилась и структура бюджетирования, система распределения государственных финансов, но главное - появился богатый опыт оперативного противодействия внешним влияниям.
Теперь, судя по планам перехода на контрцикличную макроэкономическую политику, власти намерены (до следующего кризиса) максимально наверстать упущенные в кризис проценты роста ВВП, закачивая туда максимально возможное количество инвестиций. Но в отличие от прошлых лет социальная составляющая (медицина, образование) не отодвинута на второй план, напротив, выступает неотъемлемой частью будущего роста. Правда, вот о повышении зарплат и пенсий придется пока забыть. До следующего экономического спада.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение