|
Анна Шелепова
Алматинское метро планируют запустить ко Дню Независимости страны в декабре, но с учетом графика президента. Мировая практика показывает, что в городах, в которых никогда не было метро, на адаптацию к новому виду транспорта у жителей уходят годы. Чтобы активизировать алматинцев, власти мегаполиса будут убирать наземный транспорт, дублирующий ветки подземки. Корреспондент “НП” решил найти другую мотивацию для горожан пользоваться метро и разузнал о том, насколько наше метро безопасно
К тому, что в нашем городе метро начнет работать уже в этом году, многие по-прежнему относятся с большой долей скепсиса. И это вполне оправдано, ведь строительство метро заняло не один десяток лет. С другой стороны, поскольку долгострой продолжается по сей день, наше метро должно быть сверхсовременным. В частности, Айгуль Ешмагамбетова (пресс-служба Алматинского метрополитена) говорит, что в нашем метро позаботились об инвалидах. Подземка оборудована пандусами для колясок и специальными эскалаторами, чтобы инвалиды, нажав кнопку, могли полноценно передвигаться (спускаться и подниматься).
Кроме того, собеседница пояснила, что возле всех станций метро будут автобусные остановки, то есть доехать до метро не составит проблем. Однако горожан волнует информация о том, что в одном из центральных районов города - на пересечении улиц Абая и Гагарина - появится отстойник для автобусов, что вполне логично ассоциируется с шумом, загазованностью, грязью. В пресс-службе нам пояснили, что там действительно планируется сделать место для разворота автобусов (лишь двух маршрутов) и паркинг для такси, чтобы люди могли, подъезжая к станции, спокойно остановиться и выйти. Пообещали, что шумно и грязно на автобусном “пяточке” не будет, сказали, что не стоит проводить аналогии с автовокзалами. Власти будут следить за порядком.
Что касается безопасности, то одно из новшеств нашего метро - отсутствие в нем сотовой связи. Нам пояснили, что решение было принято службами безопасности Казахстана в связи с терактами в метрополитенах Москвы и Минска, при организации которых применялась сотовая связь. Компетентные органы республики учли все огрехи других стран и рекомендовали не внедрять сотовую связь в сооружениях и станциях метрополитена.
Кроме того, каждый вагон в алматинском метрополитене будет оборудован видеокамерами, которые также будут установлены на платформах, эскалаторах и снаружи станций. Информация с видеокамер будет поступать в единый Ситуационный центр - так называемый штаб.
Если, к примеру, пассажир поскользнется и упадет на рельсы, эта, как и любая другая информация, моментально попадет в центр. В подобном случае диспетчер центра сможет самостоятельно (без машиниста) остановить движение поезда, чтобы предотвратить ЧП.
При проектировании отечественного метро учитывались сложные горно-геологические условия и высокая сейсмичность местности. Все конструкции в метро изначально рассчитаны на 9-балльное сейсмическое воздействие. В тоннелях через каждые 25-30 метров оборудованы деформационно-технические швы, которые обеспечивают полную сохранность подземных сооружений в случае землетрясения.
Учеными уже доказано, что чем глубже мы идем под землю, тем безопаснее, тем меньше ощущаются колебания земной поверхности. В целом, по данным собеседницы, для обеспечения безопасности пассажиров внедряется около 30 автоматизированных систем безопасности, которые применяются в метро развитых стран мира. Вместе с тем в подземке правопорядок круглосуточно будут охранять сотрудники ГУВД Алматы.
По предварительным расчетам проектного института “Метропроект”, первая очередь алматинского метро будет перевозить в сутки до 300 тысяч пассажиров. В первое время желающих проехаться в подземке будет мало - это показывает опыт других стран, но постепенно люди начнут привыкать.
Метро - социальный проект. Опять же опыт стран, где функционируют метро, показывает, что подземка приносит коммерческую прибыль при полноценной работе, как минимум, 25 станций, а в Алматы их всего семь. |