|
Юлиана Жихорь
На днях правительство вновь предстало перед парламентской фракцией правящей партии. По идее, говорить должны были о бюджете грядущих трех лет. Но речь премьера скорее напоминала некое подведение итогов четырехлетней деятельности его Кабмина
Начал Карим Масимов издалека. С докризисных времен, кризиса 2007 года, его последствий и путей его преодоления. Он рассказал, что народная платформа партии, озвученная еще в 2005 году, сегодня, в принципе, практически вся успешно реализована. Даже несмотря на то, что кризис существенно сократил финансовые возможности страны.
“Мы реализовали Программу жилищного строительства... Мы активно развивали систему социальной защиты населения... Мы постоянно работаем над улучшением инфраструктуры и качеством образования... Мы продолжили работу по улучшению медицинского обслуживания... Мы активно внедряем новую модель развития науки... Мы всемерно содействуем последовательному развитию малого и среднего бизнеса...” В общем, делает вывод премьер, “мы можем говорить о выполнении важнейших параметров Народной платформы партии, несмотря на то, что формулировалась она в благополучное докризисное время, а воплощалась в реальные дела уже в условиях жесточайшего мирового кризиса”.
Вспомнил Масимов и сам кризис. Он в очередной раз во всех подробностях доложил депутатам, как работало его правительство в 2007-2009-е годы: антикризисная программа, стабилизационные фонды, борьба в рецессией и инфляцией, стабилизация банковской сферы. И на этом черном фоне - повышение заработных плат и пенсий и новая стратегия региональной занятости. “В 2009-2010-х годах более 640 тысяч человек приняли участие в “Дорожной карте занятости”... Местными исполнительными органами реализовано 8880 проектов, создано 392 тысячи рабочих мест”.
Больше получаса говорил премьер, воскрешая в памяти дела лет прошедших, пока не перешел к делам текущим и будущим. Первые и вторые сегодня базируются на формуле “3+7”: три государственные программы развития и семь отраслевых. Первая тройка - это программы форсированного индустриально-инновационного развития, образования и здравоохранения. Семерку представляют программы: модернизации ЖКХ, обеспечения питьевой водой, развития животноводства, производительность-2020, жилищного строительства, программа обеспечения занятости, развития языков.
Реализация этих программ - ближайшее будущее страны. В случае успеха через несколько лет Казахстану “светит” войти в число стран со средним уровнем дохода и количеством бедных не более 6 процентов (сейчас бедными считаются 8,2 процента казахстанцев, или 1,3 миллиона человек. Во втором квартале этого года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 5,9 процента). И, разумеется, с бурным ростом экономики.
Однако сам Масимов предостерегает - Казахстан вместе со всей мировой экономикой ждут непростые времена. Но пообещал, что партия страну не бросит, а Нацфонд экономике поможет.
Но депутатов пока меньше волнует будущее. Их тревожит настоящее. Например, проблемы с ГСМ и “перебором” урожая.
ГСМ в нефтеносной стране - давняя головная боль. Министр нефти и газа Сауат Мынбаев опять кивал на Россию. Мол, разрыв цен с РФ на пике достигал почти 40 процентов, на сегодня - 38-36 процентов. “Когда мы говорили о законе, мы говорили, что будем следовать разнице в 10-15 процентов”, - сетовал он на ряд причин.
“Мы можем поднять предельные цены. При этом есть вопросы - это согласованные решения в правительстве, и инфляционный коридор может быть резко повышен, - заявил он, намекая, что-де такого не произойдет. - Даже если повысить предельные цены очень существенным образом, не факт, что бензин марки “АИ-92”, который мы до 40 процентов импортируем, мы завезем из РФ, поскольку ситуация с топливом на территории РФ тоже не такая простая”. В общем, не дадут соседи нам бензина.
“На сегодня весь импорт и поставки нефти с внутреннего рынка по максимуму идут на НПЗ, линейка без реконструкции по выпуску отдельных видов нефтепродуктов радикально изменена быть не может. Но в той мере, в которой это возможно, она уже переориентирована на выпуск бензина марки “АИ-92”, - попытался обнадежить (но как-то недейственно) министр.
Но пообещал, что скоро закончится уборочная, и “сезонный дефицит” бензина “АИ-92” на заправках прекратится. В свою очередь Карим Масимов пообещал, что полностью от проблемы дефицита страна избавится в концу 2014 года.
Волнует депутатов и вопрос сбыта отечественного зерна. Как никак собрали очередной рекордный урожай. Министр сельского хозяйства Мамытбеков, а вслед за ним и его начальник - премьер - сообщили о важности диверсификации мест хранения зерна и, что гораздо важнее, рынков сбыта. Масимов сообщил, что в октябре этого года будет открыта железная дорога в Туркменистан, а к концу года - трасса на Китай через Хоргос. Однако, несмотря на “расширение рынков сбыта через Туркмению в Персидский залив и в Афганистан, в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии... часть зерна все-таки придется хранить, в том числе и на полях”.
Астана |