|
Юлиана Жихорь
В век расцвета компьютерных технологий, кажется, уже не найдется хотя бы одного человека, который так или иначе на “засветился” в социальных сетях. “Одноклассники”, “В контакте”, “Мой мир”, Facebook, Twitter сегодня не только место общения старых приятелей, но и все больше место, где “делается политика”. Виртуальная реальность все сильнее диктует условия жизни в реальности реальной
Термин “виртуальная реальность” появился в обиходе совсем недавно - всего 12 лет назад. Однако его идея зародилась очень давно - достаточно вспомнить о существовании мира фантазий, сказок, мифов и преданий. Однако если до конца ХХ века мир знал лишь об одном “погруженном в виртуальную реальность” персонаже (и то вымышленном) - Дон Кихоте, то теперь таковых миллионы и миллиарды. И их число становится все больше, а степень погружения - все глубже.
Раннее приобщение детей к компьютеру и его возможностям приводит к размыванию граней между реальностью и вымыслом. Дети “населяют” компьютерные клубы, не отрываются от игр в домашних ПК, на улицах не расстаются с геймбоем. Со временем этих “деток в сетке” перестает интересовать общение в реале. И их можно понять. Виртуальное общение раскрепощает человека: скромный “заморыш” блещет в мини-блогах своим юмором, девочка, на которую никто не обращает внимание в реале, вывешивает в Сеть свои самые “выигрышные” фотографии, замкнутый недружелюбный подросток исчисляет своих друзей в Сети в сотнями, а то и тысячами. Популярность некоторых участников сетевого движения исчисляется десятками миллионов посещений в месяц.
По сути, происходит постепенное замещение реальной жизни неким виртуальным существованием. Виртуальными становятся идеалы, виртуальными - друзья, виртуальным - общение, виртуальными - знакомства с противоположным полом. Да что там говорить - виртуальным стал даже собственно физиологический процесс между двумя homo sapiens. Прямо, как по Фрейду: нет секса в жизни - получаете сон с зонтиком. Вроде бы смысл один, а содержание разное.
Интернет-сообщество, в которое постепенно перевоплощается человеческое общество, заменяет реальную природу выращиванием цветочков и собачек на виртуальных фермах, “игрушечно” женится и заводит детей, строит города и убивает соседей.
Сеть притягивает к себе возможностью говорить все, что думаешь, в “лицо” своим оппонентам, не опасаясь, что виртуальная склока перерастет в реальную драку. (Возможность скрыться под чужой личиной привлекает в социальные сети все больше так называемых “преступных элементов”. Внешне виртуально вполне добропорядочный логин может скрывать в реале педофила или маньяка-убийцу).
Далеко ходить не надо. Популярная тема для обсуждения в Казахстане - изучение казахского языка. Порой на страницах соцсетей эти дискуссии перерастает во взаимные угрозы (благо, виртуальные), оскорбления по национальному признаку, призывы к ненависти ко всему “иному”. Причем эти призывы к коллегам “по точке зрения” относятся не только к взаимоотношениям внутри Сети, но и за ее пределами. Тем более что тем для подобных диспутов в Казахстане сейчас более чем достаточно: отношение к кризису и политике властей по противодействию ему, ислам и его особенности в Казахстане, уровень жизни в городе и на селе, богатые и бедные. Любая из дискуссий может легко превратиться из просто беседы в виртуальную драку с взаимными оскорблениями и угрозами, подпитываемыми “заказчиками драки”. (К слову, любая из этих тем может использоваться пропагандистами радикального ислама. Например: “Вы живете плохо? Это потому, что в вашей стране нет законов шариата. Вы безработный, но рядом с вами живут многочисленные иностранные рабочие? Это вас Бог не любит, потому что ваша страна не живет по законам шариата и т.п.)
Далеко ходить не надо - события в Африке и Британии, где тысячи людей вышли на улицу, подзуживаемые агитаторами в социальных сетях. А ведь наверняка и там все начиналось с дискуссий на тему “как в стране жить нехорошо” до тех пор, пока не была достигнута определенная “точка кипения умов”. В конце концов, если реальных друзей можно заменить виртуальными, то агрессия, как ни выплескивай ее в Counter-Strike, все равно остается. Такова природа человека - заменить друзей на выдуманных можно, любовь придумать тоже возможно, но набить кому-то морду, тем не менее, хочется в реале.
Ну а поводы для этой драки активно подбрасываются некими политическими, деструктивными, радикальными и тому подобными силами для продвижения собственных целей. Вполне возможно, что эти же силы активно участвуют и в отечественных дискуссиях, повышая градус нелюбви участников друг к другу. А это значит, что в определенный момент, когда кто-нибудь предложит некий флеш-моб на улице с оружием, отпропагандированная виртуальной реальностью молодежь с той же легкостью, что стреляет в компьютере, выстрелит и в реале. (Ведь если верить компьютеру, это совсем не страшно, а главное - полное отсутствие каких-либо последующих душевных мук.)
Именно поэтому сегодня многие страны мира говорят о том, что социальные сети необходимо взять под контроль. Это, безусловно, сделать очень и очень сложно. Как в океане не проследишь за движением одной маленькой рыбки, так и здесь не отследишь все беседы, происходящие на миллиардах сайтов. Можно, конечно, и отключить, как это сделали в Казахстане с Lifejournal. А можно запустить “частый гребень” по ключевым словам и фразам, выискивая крупинки терроризма и экстремизма в Сети.
В любом случае, социальные сети, которые в момент зарождения пропагандировались как место встречи добрых знакомых, сегодня, в процессе эволюции высоких технологий, становятся динамитом для общественного сознания. И, как следствие, угрозой стирания общечеловеческих ценностей и страхов. Что может привести и уже приводит к предсказуемо непредсказуемым последствиям.
Астана |