|
Юлиана Жихорь
От пеленок до колясок
Развитое общество заботится о детях, стариках и инвалидах. Судя по запросам народных избранников, нам до “развитого” еще далеко
Валихан Конурбаев, например, поднял тему - одновременно и смешную, и горькую - необходимость ежегодного подтверждения инвалидности. Об этом в стране не говорит разве что только ленивый. Одно дело, когда необходимо подтверждать свою инвалидность людям, чей недуг внешне незаметен или излечим. Другое - людям, лишенным рук, ног. “Как быть инвалидам, у которых нет ни рук, ни ног. Они ездят в областные, городские поликлиники каждый год, чтобы подтвердить свою инвалидность. Получается, у него что, в следующем году могут отрасти ноги или руки?” - возмущенно задается вопросом депутат. И призывает коллег защитить эту категорию граждан от государственного беспредела: “Сейчас открывается очень много объединений инвалидов. Защита их прав - наша задача”.
Еще два депутата - Виктор Рогалев и Нурлан Абдиров - с калькулятором подсчитали, насколько государство заботится о своих гражданах. Так, если с 2009 года средний размер пенсии по стране вырос на 80 процентов, то пособие по инвалидности за этот же срок - всего на 27 процентов. “На сегодняшний день максимальный размер пенсии составляет 52 226 тенге (с учетом государственной пенсионной выплаты. - “НП”), а размер пособий по инвалидности: 1-я группа - 24 329 тенге, 2-я группа - 19 432 тенге”, - говорится в их запросе на имя министра труда и соцзащиты. “Необходимые потребности у инвалидов никак не меньше, чем у пенсионеров: питание, лекарственные средства, коммунальные услуги, одежда”, - резонно замечают депутаты и просят правительство увеличить-таки пособия по инвалидности.
Кстати, мажилисмена Конурбаева заботят и другие нужды инвалидов - обеспечение их колясками. Сегодня срок службы инвалидных колясок - 7 лет. Это много. “Но, к сожалению, у инвалидов нет денег, чтобы отремонтировать коляску или купить новую, когда она приходит в негодность”, - цитирует депутат письмо избирателя. И просит рассмотреть вопрос сокращения сроков службы колясок с 7 до 4 лет.
Другие парламентарии обратили свои взоры к молодежи. Тито Сыздыков, например, предложил ввести госфинансирование частных школ (видимо, подразумевается государственный заказ). По его оценке, “частные школы создают условия для раскрытия талантов каждого ученика и предоставляют детям высокое качество образования, позволяя не выезжать за рубеж”. То есть с детства готовят “востребованных квалифицированных специалистов, которые в обозримом будущем будут играть важную роль в процессе интеграции Казахстана в мировое сообщество”. Но высокий уровень оплаты за услуги таких заведений не позволяет использовать потенциал одаренных детей “из социально благополучных, но небогатых семей” из рядов так называемого среднего класса.
Депутат предложил перенаправлять средства, которые ежегодно выделяются на обучение одного ученика, в том числе и на такие школы.
А вот другой депутат -
Бекболат Тлеухан - обратил взор на общеобразовательные учебные заведения. Точнее на инструменты, коими там пользуются казахстанские школьники. И возмутился их (инструментов) непатриотичностью.
Мажилисмен продемонстрировал коллегам дневник для общеобразовательной школы. На обложке - американский символ - статуя Свободы. “А почему бы не наш Байтерек изобразить? Или он не достоин этого? Почему бы не изобразить Жасыбай? Неужели у нас мало достойных символов нашей страны? Почему именно статуя Свободы, почему именно символ Америки?” - задал резонный вопрос парламентарий.
Пролистав дневник, депутат обнаружил и другие недостатки. Первый - отсутствие надписей на государственном языке, второй - в списке госпраздников нет Курбан-айта. И гимн страны “почему-то в самом конце изображен”. “Я думаю, здесь правительство должно обратить внимание, под контролем держать, - обратился он и к Кабмину, и к коллегам (перевод с казахского языка предоставлен мажилисом парламента Казахстана. -
“НП”). - Это все-таки важный школьный документ. Ученик каждый день смотрит на него, и у него в мозгу запечатлеется не Байтерек, а статуя Свободы. Американский символ. Это разве хорошо?”.
Астана |