|
Алан Байтенов
Сезонный дефицит топлива и, как следствие, взлет цен стали в Казахстане традицией. И каждый раз нам преподносят новую причину. Сегодня это Россия, которая своими ценами перекрывает нам воздух. Между тем нам удалось узнать (по сообщениям некоторых представителей независимой розницы) - топливо, предназначенное “только для нас”, есть, однако оптовые торговцы держат его до лучших времен. Например, когда все же решат отказаться от механизма государственного регулирования цен на ГСМ. Ну а пока идет противостояние, страдает рядовой потребитель
Обратите внимание - более-менее крупные торговые сети не “завязывают узлом” шланги заправочных пистолетов. Везде топливо как бы есть. Только вот продажи ведутся по талонам. Но если можно приобрести талоны, то это не так уж плохо, так как топливо, по сути, находится в свободной продаже. Мы решили проверить и обратились в специальные отделы некоторых компаний, занимающихся реализацией ГСМ по талонам и картам. В частности, нас интересовали два самых ходовых вида топлива - дизель и АИ-92. Однако оператор, уточнив, являемся ли мы юридическим лицом и получив отрицательный ответ, сказал: талонов по этим видам топлива сейчас в свободной продаже нет и когда будут в следующий раз, неизвестно.
Есть и такой механизм строго лимитированного отпуска горючего - по часам. Нам удалось выяснить, что отпуск, например, дизельного топлива на некоторых заправочных станциях производится исключительно ночью. Например, нас приглашали приезжать за топливом с 12 ночи до 7 утра. В другой же сети топливо в свободной продаже появляется, наоборот, с 7 утра до 10 вечера... У вас тоже складывается впечатление, что мы с вами поделены между дельцами? И топлива выдается тот минимум, который необходим для того, чтобы жизнь в городе все же продолжалась.
Между тем заправочные сети утверждают - топливо на оптовых нефтебазах есть. Однако сегодня оптовые торговцы придерживают его до лучших времен, то есть фактически берут измором. И в свободной продаже есть только АИ-95, цена на который не попадает под механизм регулирования цен государством. Поэтому его можно встретить на заправочных станциях в любом количестве. Правда, цена на него “правдивая” - догоняет доллар и уже почти соответствует ценам российского рынка.
Конечно, цены на топливо в России также сыграли свою роль в сложившейся ситуации на отечественном рынке. Однако опираться только на это в объяснении очередного сезонного дефицита несколько наивно. Повторимся - нефтебазы забиты топливом. И в этом случае механизм государственного регулирования цен на топливо показывает свою несостоятельность. Такого рода решением не повлияешь на нежелание оптовиков продавать дешево, а на цены российского рынка тем более.
Есть и еще один не самый сладкий момент - ограждая собственную экономику от внешнего влияния (не желая отпускать цены), государство отходит от главного принципа - экономическое пространство должно работать и играть по мировым правилам. То есть противоречит себе же в выбранном заранее курсе. Создавая подобные “тепличные” условия, мы, наоборот, образно говоря, копаем под себя - например, бизнес ориентируется и зависит только от внутреннего рынка (по сути, тупик) и вместо отдачи налогов, напротив, становится дотационным и зависимым или вовсе исчезает как вид. Или пытается защититься, как это происходит сейчас, в результате чего мы получаем дефицит и неуверенность.
Конечно, не нам решать, как рассчитать эту, совершенно верно, сложную задачу. Проще выставить ограничения. Очевидно, решение проблемы топливного дефицита лишь в отпуске цен в свободное плавание. И наверняка это прекрасно понимает и правительство. Но кто возьмет на себя ответственность сделать это? Все мы помним, как отнеслись, например, к девальвации - один из инициаторов (точнее исполнителей), кто взял на себя ответственность публично, на некоторое время стал даже национальным антигероем. В данный момент ситуация несколько схожа, вот только человека, кто сможет отпустить цены и тем самым навлечь на себя всеобщее недовольство - нет.
А так, если этого не сделать, ситуация с нехваткой горючего будет продолжаться из года в год. И нас продолжат делить, давить дефицитом и талонной системой, пока, наконец доведенные до предела, мы не будет требовать повышения цен сами. |