Алла Иванилова
Государство возлагает большие надежды на электронное обучение - e-learning. Однако начав реализацию данного проекта в пилотном режиме, чиновники столкнулись с рядом проблем
Электронное образование, или e-learning, самая бурно развивающаяся отрасль образования в современном мире. И Казахстан не намерен здесь отставать. В новой Программе развития образования на 2011-2020-е годы предусмотрено внедрение этого ноу-хау. Автоматизация коснется всего учебного процесса. В электронном формате будет все - от учебников до дневников: электронные журналы, библиотеки, расписание, учительские, а также sms-оповещение родителей. Несомненно, в этом есть свои плюсы. К примеру, в электронном дневнике оценки будут выставляться в электронной форме, а ученики и их родители в удобное время смогут их просматривать. Кроме того, исчезнет такая проблема, как подделка оценок детьми, вырывание листов из дневника или тетради, их “неожиданная” потеря. В электронном журнале оценки будут выставляться непосредственно учителем, и только он сможет их исправлять. Более того, учителя и учащиеся получат доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам.
На первом этапе, а это с 2011-го по 2015 год, автоматизируют более 50 процентов организаций образования. Будут закуплены самые современные компьютеры. Соотношение компьютеров и учеников будет составлять на одну машину не более десяти школьников (сейчас на один компьютер 16 учеников).
На втором этапе, который начнется с 2016 года и продолжится до 2020-го, 90 процентов учебных заведений будут подключены к широкополосному Интернету и системе электронного обучения. На сегодняшний день только 37,3 процента казахстанских школ имеют доступ к всемирной паутине. В этом случае соотношение количества компьютеров в школах будет равно - один компьютер на одного ученика.
Более того, каждая школа в перспективе будет иметь свой сервер, куда с центрального сервера будет закачан весь контент - электронные учебники, задания, самостоятельные работы, электронный журнал.
На внедрение электронного образования государство денег не жалеет и готово потратить более 136 миллиардов тенге. Перевод школ на “электронные рельсы” начался уже в этом году. Но пока лишь в рамках пилотного проекта в 44 организациях образования Алматы, Астаны и Карагандинской области. В текущем году на создание цифровых образовательных ресурсов для 5-11-х классов предусмотрено свыше 203 миллионов тенге.
Однако, приступив к реализации проекта, чиновники столкнулись с трудностями. Наши школы оказались неприспособленными к внедрению новых технологий. В частности, в учреждениях образования не хватает энергетических емкостей, и внедрять там e-learning сейчас невозможно. В регионах половина школ, которые вошли в пилот, не соответствуют элементарным требованиям для развертывания системы электронного образования. Во всех учебных заведениях компьютерный парк устарел и необходимо менять оборудование, что, естественно, повлечет дополнительные расходы. Тем не менее, власти намерены уже в следующем году подключить ряд организаций образования к электронной системе обучения, в том числе 10 школ в Астане.
Более того, в вузах страны в скором времени начнут готовить педагогические кадры для работы в системе e-learning. Кроме того, ежегодно 8 тысяч администраторов и пользователей системы смогут повышать квалификацию и осваивать e-learning. На эти цели из республиканского бюджета выделено 184,8 миллиона тенге.
Несомненно, переход на электронное обучение выгоден всем. Чиновникам, которые намерены повысить доступность качественного образования вне зависимости от места проживания и выровнять уровень образованности в городе и сельской местности. Педагогам, которые утверждают, что ученики более мотивированы и внимательны при использовании в классе компьютеров и Интернета. Родителям, которые всегда будут в курсе того, как обучается их ребенок. И самим школьникам, которым не придется носить тяжелый рюкзак с учебниками, а будет достаточно иметь всего лишь пару тетрадок.
Астана |