|
Константин Маскаев
Престиж Казахстана вновь оказался в подвешенном состоянии. Приемлемые сроки, которые назывались опытными мореходами для старта очередного этапа казахстанской парусной экспедиции, уже миновали. Капитан яхты Лавринов, его товарищи по проекту, а также посторонние яхтсмены сходятся во мнении, что пересекать Тихий океан нужно было в летние месяцы.
Крайний срок, когда можно было стартовать, пропущен. Далее возрастает риск - в Тихом океане начинается сезон штормов.
Мы продолжаем пристально следить за казахстанской парусной кругосветкой и выясняем, кто сегодня распоряжается судьбой проекта на берегу
Но прежде - о самой экспедиции. В настоящее время яхта “Чокан Валиханов” движется на борту большого транспортного корабля. Это наиболее приемлемый в данной ситуации вариант прохода через Панамский канал, поскольку иначе можно простоять в Карибском бассейне несколько месяцев в очереди. Команда на днях прилетела в Эквадор и ожидает прибытия яхты. Но прежде, чем “Чокан Валиханов” отправится через самый суровый и большой океан планеты, команде предстоит провести комплекс работ: перевооружить яхту в соответствии с предстоящими более суровыми условиями похода, установить навигационное оборудование, и не только его. Навигацию, к слову, еще нужно приобрести. Для чего Лавринов или кто-то другой из команды, скорее всего, слетает на день-два во Флориду. Это при условии, что на кредитную карту капитана вовремя перечислят деньги. По состоянию на вчерашний день у капитана оставались только те наличные, которые он получил на проживание и питание команды в чужой стране.
Теперь о финансовой ситуации проекта. Известно, что о намерении профинансировать экспедицию еще в апреле высказался председатель Ассоциации добывающих и перерабатывающих компаний “КазЭнерджи” Тимур Кулибаев. Деньги попросил известный мотопутешественник Дмитрий Петрухин. И ему было обещано.
Позже стало известно, что “КазЭнерджи” выделила на проект порядка 100 миллионов тенге, а финансовое руководство было доверено Канату Ускенову. Он также руководит АО “Машиностроительный завод имени С.М.Кирова” в Алматы. И вот именно в отношении финансового менеджмента возникают те самые неудобные вопросы, которые хочется задать Канату Камзиевичу.
А ситуация такова. В июне, июле и августе финансовое руководство проекта, как и прежде, обращалось к частным лицам, чтобы те участвовали в проекте своими деньгами - под обещание позже расплатиться. Тогда же возник вопрос: а как же выделенные на проект средства? Почему именно они не осваиваются в первую очередь и по прямому назначению? А если осваиваются, то почему так неактивно?
Вчера в телефонном разговоре мы пытались выяснить у Каната Ускенова, какими средствами сегодня располагает проект. Он сказал, что “все спонсорские деньги 100-процентно выданы Григорию Евсееву и Дмитрию Петрухину”. Часть денег отправлено на билеты, часть - на проведение мощной рекламной деятельности в связи с пиаром Казахстана. Все деньги освоены. Но, по словам Ускенова, “вылезла новая финансовая проблема, которую нужно еще дофинансировать”, и он “у одной компании взял временную финансовую помощь в размере 10 миллионов дополнительно - для того, чтобы докупить навигационное и прочее оборудование”. “Сегодня дал команду, чтобы 10 миллионов тенге дали в качестве временной финансовой помощи”. Из этой суммы “на карточку капитана Лавринова положить 35 тысяч долларов и докупить оборудование на восемь с лишним тысяч”.
При этом Канат Ускенов избегает называть сумму, которая выделена на проект со стороны “КазЭнерджи” и со стороны других возможных спонсоров: “Как я могу говорить, кто и сколько дал? Кто дает деньги, тот заказывает музыку. Если они завтра дадут согласие назвать, то мы назовем. Необходимо согласование”.
В разговоре также была названа сумма в 50 тысяч долларов, которая, по словам Каната Ускенова, перечислена в счет погашения затрат, произведенных в течение последних двух лет руководителем яхт-клуба г.Актау и его товарищами в ходе спасения яхты и поддержки экспедиции. Подробная серия статей об этом опубликована в “НП” от 10 и 24 апреля, 21 и 28 августа 2009 года, 22 октября 2010 года, 8 апреля 2011 года.
Суммы в 100 миллионов тенге (около 700 тысяч долларов по сегодняшнему курсу), если она верна - при всем при том, что она не так и велика - на самом деле должно было с лихвой хватить, чтобы достойно завершить кругосветный поход “Чокана Валиханова” и Казахстана к морской славе. Но пока выясняется, что либо денег изначально было значительно меньше, либо большая и неназванная их часть использована “на проведение мощной рекламной деятельности в связи с пиаром Казахстана”. Это также вызывает недоумение: для чего тратить прежде на пиар Казахстана и в последнюю очередь на сам инструмент и главный аргумент этого пиара - яхту и экспедицию?
Сегодня мы отправили в адрес Каната Ускенова письмо, в котором просим познакомить нас и с финансовой стороной проекта, и с планом, графиком продолжения и завершения экспедиции, если таковой имеется.
На наш взгляд, вся эта ситуация, с одной стороны, не может не интересовать тех, кто дал средства на продолжение проекта. С другой - она обязывает ЦАГО или другую организацию, которая в данный момент стоит у руля проекта, проявить полную прозрачность в этом вопросе и реализовать стремление к эффективному использованию денег.
По сведениям из Эквадора, казахстанцы по-прежнему настроены на переход через Тихий океан, осознают риск, но рассчитывают “проскочить, прижавшись к экватору”. |