|
Алла Иванилова
Самые умные
Столичное образование по многим показателям впереди республики. Однако существует и ряд недостатков, которые чиновники совместно с педагогами намерены решить в ближайшее время
В последние недели августа в стране проходят традиционные совещания педагогических работников. В этом году они проводятся в новом формате и носят название “Семья, школа, общество - взаимодействие во благо будущего”. Помимо учителей участие в совещаниях принимают родители и представители общественных организаций. В Астане педсовет в расширенном формате прошел во вторник.
Если верить статистическим данным, то в столице Казахстана дела обстоят куда лучше, чем в других городах. Детсады посещает 62,5 процента детей в возрасте от 1 до 6 лет, при этом средний показатель по республике - 43,6 процента. Охват техническим и профессиональным образованием - почти 21 процент, что также выше общереспубликанских показателей. Уровень обученности школьников в 2010/2011 учебном году повысился, увеличилось число отличников. Выпускники столичных школ сдают ЕНТ лучше, чем их сверстники в других городах. 102 выпускника стали обладателями знака “Алтын белгi”, 64 получили аттестаты с отличием, а более 47 процентов набрали больше 90 баллов. В течение 6 лет команда учащихся Астаны занимает 1-е общекомандное место в республиканских научных соревнованиях и олимпиаде. 172 медали завоевали школьники города на международных олимпиадах и в интеллектуальных соревнованиях.
Однако присутствует и ряд недостатков. Это прежде всего связано с переуплотненностью школ. На одного обучающегося в детском саду и организациях технического и профессионального обучения в столице выделяется больше средств, чем в других городах. При этом столичные расходы на школьников выглядят скромнее. Более того, из-за дефицита ученических мест в некоторых школах Астаны введено трехсменное обучение. Несмотря на неплохие результаты ЕНТ, в этом году столичные учреждения образования не вошли в список ста лучших школ, получивших высокий средний балл. Хотя в 2009 году в этом списке было четыре школы, а в прошлом году - одна.
Аким столицы рассказал педагогам, как добиться совершенства. По его мнению, образование не должно быть односторонним и поверхностным. Он поделился своим мнением относительно нынешней системы ЕНТ. “Это фактически лотерея. Зачастую ученик за основу берет принцип угадывания, а не истинного знания. Какова польза от зазубренной даты начала войны, если он не усвоил причинно-следственных связей, приведших к ней?” - задал риторический вопрос столичный мэр.
Градоначальник считает, что главная задача школы заключается в развитии творческой мысли и в том, чтобы пользоваться и применять ее во взрослой жизни. В качестве примера он привел периодическую систему Менделеева. “После создания Менделеевым периодической системы даже простой школьник, изучивший ее, имеет гораздо больше представлений об этой науке, нежели древний алхимик, всю свою жизнь занимающийся различными исследованиями”.
Кроме этого, методики обучения должны соответствовать современным тенденциям. “Для индустриальной эпохи, когда знания добывались буквально по крупицам, главным было понятие “запоминай”. Для постиндустриального, креативного общества, когда благодаря Интернету открыты все информационные шлюзы, на первый план выходит принцип “думай”. Пользуясь старыми лекалами, мы часто делаем из самого успешного ученика в школе самого горького неудачника в дальнейшей жизни. Это уже вошло в народный фольклор в виде анекдотов про “двоечника” и “отличника”, - заметил аким.
Как и в прошлые годы, на совещании в Астане прозвучала критика в адрес отечественных учебников. Если в прошлом году аким столицы сравнивал учебники разных периодов по русской литературе, из которых выделил издание 1955 года, то в этом году в качестве наглядного примера он продемонстрировал пособие конца XIX века “Гимназия на дому”, которое, по его мнению, “дает возможность к саморазвитию”. В одном учебнике собраны алгебра с геометрией с тремя видами задачников, история России и всех ведущих стран Европы, курсы русского, латинского, немецкого языков, зоология, ботаника и анатомия. Вспомнив советское прошлое, Имангали Тасмагамбетов отметил, что тогда по каждому предмету был один учебник, причем он постоянно переиздавался и шлифовался, проходя различные экспертизы десятилетиями. За последние же десять лет некоторые учебники были изданы несколько раз разными коллективами авторов. Столичный мэр недоумевает: “Есть школьные дисциплины, которые в некоторых случаях не так уж зависят от новейших достижений науки. Та же “Геометрия” пришла к нам из классической древности, и все, чему учат в курсе элементарной геометрии, по существу было уже известно во времена Евклида; необходимые уточнения, например, касающиеся предельных переходов, также были хорошо известны сто лет назад”. Причина постоянных “переизданий”, по его мнению, ни что иное, как “коммерческая выгода от издательских сделок, которая никакого отношения к учебнику и тем более к его качеству не имеет”.
На августовском совещании в Астане много говорилось о роли учителя в воспитании подрастающего поколения. А чтобы мотивировать столичных педагогов, им вручили ключи от новых квартир. Счастливыми обладателями жилплощади в Астане стали 10 работников сферы образования. Кроме того, вице-министр образования и науки Серик Ирсалиев некоторых педагогов отметил нагрудными знаками и грамотами.
Астана |