|
Константин Маскаев
Сроки для того, чтобы продолжить казахстанскую парусную кругосветную экспедицию Terra Vita в этом году, крайне сжаты. Чтобы у яхты “Чокан Валиханов” оставались хоть какие-то шансы, необходимо стартовать не позднее 30 августа. Если не продолжить экспедицию до этого времени, следующая возможность появится не ранее следующего года. Но актуальный момент, который собирались использовать организаторы проекта, связан с 20-летием независимости Казахстана
Отступать, как должно быть понятно, некуда. Кругосветка должна продолжиться и завершиться именно в этом году. Соответственно, сегодня нужно очень энергично проводить подготовительные работы. А работ много. Нужно заменить паруса, такелаж, рангоут, потому что предстоит еще более серьезный переход, чем тот, что преодолела яхта, когда пересекла Атлантику. Впереди - Тихий океан.
Как нам стало известно, на первом этапе предстоит дойти до Галапагосских островов. Организаторы, те, что на берегу, должны понимать, что на Галапагоссах яхтенной марины нет. То есть, если какая-то причина задержит там казахстанскую яхту, то не получится, как это было последние три года, оставить судно на якоре, подвесить или поставить в сухом доке и уехать до следующего сезона. На этот раз команде придется оставаться на яхте и жить. А это мало того, что связано с дополнительными расходами, еще и никак не вписывается в идею посвятить этап кругосветки 20-летию независимости Казахстана.
Месяц назад Центрально-Азиатскому географическому обществу при содействии мотопутешественника Дмитрия Петрухина были выделены деньги, порядка 100 миллионов тенге. Как и обещал, посодействовал в этом вопросе Тимур Кулибаев. Но, что интересно, нынешнее финансовое руководство проекта по-прежнему обращается к частным лицам, чтобы те участвовали в проекте своими деньгами - под обещание позже расплатиться. Возникает вопрос: а как же выделенные на проект средства? Почему именно они не осваиваются в первую очередь и по прямому назначению? А если осваиваются, то почему так неактивно? Руководство юридического лица, в чей адрес поступили средства на продолжение проекта, по-видимому должны понимать, что любой срыв, сдвиг или намек на мутные дела повлечет очень неприятный скандал. Кто-то сомневается в административно-командном ресурсе инвестора? На наш взгляд, эта ситуация, с одной стороны, должна очень заинтересовать тех, кто дал средства на продолжение проекта. С другой стороны - она обязывает ЦАГО или другую организацю, которая стоит у руля проекта, проявить полную прозрачность в этом вопросе и реализовать стремление к эффективному использованию денег.
Пока со стороны ЦАГО при содействии яхт-клуба Актау произведены административные действия. Это тот самый яхт-клуб, руководитель которого - Андрей Чулаков - вместе с единомышленниками на собственные средства и по собственной инициативе на протяжении последних лет в буквальном смысле спасал казахстанскую яхту. Подробная эпопея об этом изложена в наших публикациях (см. “НП” от 10 и 24 апреля, 21 и 28 августа 2009 года, 22 октября 2010 года, 8 апреля 2011 года).
Лодка “Чокан Валиханов” - очень хорошее гоночно-круизное судно. Но для пересечения океанов ее требуется переоснастить. Например, если в штатной комплектации диаметр какого-нибудь троса такелажа составляет 12 миллиметров, то для океанических прохватов требуется тот же функциональный трос, но миллиметров 16. И так во всем: запас прочности должен быть выше. Это не парусная прогулка по Капшагаю. И даже не каспийская регата. Хотя и в условиях упомянутых водоемов существуют опасности и серьезный риск, о которых сухопутные странники и не догадываются.
Уже заказаны дипломатические паспорта, набрана очень хорошая команда. Капитаном вновь согласился пойти Александр Лавринов. Это очень ценный момент: и богатейший опыт, и понимание задачи, и авторитет, и очень хорошие навыки наставника, старшего товарища. Из прежнего экипажа остались два матроса. В усиление экипажа Андрей Чулаков на должность старпома “Валиханова” отдал своего капитана Михаила Тарабановского, сертифицированного по международному реестру яхтсмена и флотоводца.
Четверо человек в экипаже - оптимальное число для данной яхты. Имеется как раз четыре каюты. Вахты и текущие работы на судне могут быть рационально распределены между всеми членами команды. Идеальный вариант для режима труда и отдыха. Внутри экипажа очень позитивный настрой.
Паруса и такелаж оплачены (хоть и не из поступивших на кругосветку средств). В скором времени эти элементы оснащения судна будут доставлены к месту стоянки. По нашим данным, “Чокан Валиханов” сейчас находится в одном из портов Карибского бассейна, у берегов США.
В случае последовательного и добросовестного выполнения условий со стороны ЦАГО в ближайшее время команда должна отправиться с месту нынешней стоянки яхты, дооснастить ее и подготовить к погрузке на судно. Уже есть договоренность о переходе яхты через Панамский канал на борту большого транспортного корабля. Дело в том, что режим прохода через Панамский канал строго регламентирован. Существует и многочисленная очередь из судов, которая растягивается на месяцы. Поэтому разработан и выполняется вариант прохода “Чокана Валиханова” посредством другого судна.
То, что происходит сейчас с проектом, делается в условиях “уходящего поезда”, на последних мгновениях. Любой срыв, сбой обернется досадной остановкой проекта. Таковы условия, которые теперь ставит погода: сезон ураганов в Тихом океане начнется без сбоев.
На сегодня предполагается следующий маршрут движения яхты “Чокан Валиханов”. Попав в Тихий океан, казахстанская яхта стартует из Эквадора, идет на Галапагосские острова. Далее следуют Маркизовы острова, Французская Полинезия, после чего яхта входит в пределы океанической части Азии. Далее будет принято решение, куда направится наше судно. Это во многом будет зависеть от актуальной погоды, прогноз покажет - идти в сторону Филиппин и Тайланда или повернуть в сторону Австралии. Этот вариант, к слову, весьма привлекателен, поскольку в это время в Австралии будет проходить Чемпионат Азии, на котором выступают казахстанские спортсмены. С этой позиции заход казахстанской кругосветки в австралийский порт можно было бы использовать для дополнительной пропаганды Казахстана.
В дальнейшем путь яхты проляжет через Индийский океан и повернет в Объединенные Арабские Эмираты. Это уже можно расценивать как этап возвращения яхты в Казахстан и завершение кругосветки.
Таковы планы, которые, мы в очередной раз надеемся, теперь удастся осуществить. Этой публикацией мы также стремимся привлечь внимание к ситуации с проектом всех заинтересованных сторон. Мы надеемся, что у них достаточно аргументов для изложения позиций, и готовы предоставить им слово. |